Творческая общественность страны взбудоражена предстоящим введением совершенно нового для нашей культуры инструмента - Глобальных лицензий, кардинально меняющих ситуацию в культурной индустрии России.
“Аргументы недели” поговорили с одним из ведущих экспертов индустрии развлечений, генеральным директором Информационного агентства InterMedia Евгением Сафроновым, исследования которого использовались в ходе разработки проекта.
- Что же такое Глобальные лицензии, и почему этот проект вызвал столько критики со стороны общественности?
- Как Вы знаете, общественность всегда с подозрением относилась к любой инициативе «сверху» со времен картофельных бунтов (помните, тогда жители России решили, что власть хочет их отравить жутким заморским фруктом, и тысячи жизней положили, чтобы этого не допустить). Скорее всего, роль играет невнимательность даже со стороны специалистов – ведь в идее глобальных лицензий нет ничего нового, она обсуждается во всем мире уже несколько десятков лет, первую конференцию в России на эту тему в InterMedia проводили ещё в 2003 году, и многие из ведущих специалистов отрасли поддержали эту удивительно простую и эффективную идею. Однако тексты соответствующих документов довольно объемны, а у нас же читать не любят, предпочитая сразу возмущаться.
- А сможете ли изложить суть очень кратко и простыми словами?
- Попробую. Вспомните, не так давно мы покупали кассеты и диски за деньги, и, конечно же, не думали о том, что часть этой суммы уходила авторам и артистам, часть – тем, кто оплачивал запись, производство и продвижение. Даже в условиях разгула пиратства это давало возможность композиторам, артистам, режиссерам заниматься своим делом, развиваться и создавать новые произведения, а бизнесменам - инвестировать в отрасль и развивать её. Интернет сделал ненужным производство дисков и кассет – сейчас зритель и слушатель получает музыку и кино через интернет бесплатно. Все бы хорошо, но заодно развалилась и прежняя структура творческих индустрий, доходы артистов и авторов от аудио- и видеозаписей практически обнулились. Вдумайтесь - сейчас в стране записывается вдвое меньше песен, чем 10 лет назад! Объяснение простое – денег в индустрии стало меньше, многие просто ушли из профессии, ведь одной любовью к искусству семью не прокормишь. Нарекания на низкое качество музыкальных произведений сейчас вполне логичны - те, кто остался в индустрии, как правило предпочитают работать в жанрах попроще, любимых широкой публикой, без особых изысков, тут уж не до работы в студии. Киноиндустрии чуть проще – государство хоть немного, но поддерживает, а вот популярной музыке приходится нелегко. Доля отечественной музыки в России в конце прошлого века составляла 65-70 %, а сейчас – меньше половины, и она продолжает неуклонно сокращаться, а это уже вопрос сохранения национальной культуры.
Суть идеи вот в чем. Люди ведь до сих пор продолжают платить за музыку и кино, но не за физические носители - диски в магазинах и палатках, - а за виртуальный носитель – доступ к интернету. Именно так десятки и сотни миллионов россиян технически получают доступ к музыке и кино. Это ведь только кажется, что интернет – это новости и электронная почта. На самом деле 60-70 процентов общего объема интернет-трафика - это аудио- и видеоконтент. Значит, по справедливости часть денег, которые россияне платят за интернет, должна уходить артистам, авторам, режиссерам и другим творческим работникам. Вот в этом и смысл Глобальной лицензии.
- Но ведь операторы связи убеждены в том, что музыка и кино должны оплачиваться пользователями через сайты, на которых они размещены…
- Давайте будем смотреть правде в глаза: эта модель нежизнеспособна, платные сервисы никогда не победят пиратов при нынешнем уровне технологий. Сравните: в эпоху дисков и кассет пиратство составляло 70-80%, а сейчас в интернете - 99! То есть, на пятом десятке лет существования интернета люди покупают в интернете легально меньше одного процента всего контента, и по-другому не будет. Зачем тогда бороться с ветряными мельницами? Глобальное лицензирование призвано произвести настоящую революцию и разрубить этот гордиев узел - признать всю музыку и кино в интернете легальными и бесплатными. Это сделает бессмысленным пиратство как таковое.
-Правильно ли я понимаю – в платных легальных сервисах – таких, как ITunes, - также не будет смысла и они обанкротятся, а артисты и продюсеры, которые хоть что-то от них получают сейчас, останутся на бобах.
- Самым большим легальным сервисом сейчас является «Яндекс. Музыка», но ведь он-то раздает музыку бесплатно и не банкротится! Доля легальных сервисов продажи музыки и кино в интернете крайне мала – большинство рассказов об их бешеном росте адресовано в первую очередь наивным западным инвесторам. Реальные обороты невелики, а российские артисты и авторы получают от распространения в интернете максимум несколько десятков миллионов рублей в год суммарно – и это на десятки тысяч творцов, просто копейки. Глобальная лицензия даст им возможность заработать намного больше.
Представьте себе – если система будет работать должным образом, песня молодого неизвестного исполнителя, выложенная в сеть и ставшая хитом (а такое бывает пока ещё, слава Богу, часто), должна будет принести создателю миллионы – и это будет справедливо. А вот сейчас такое и представить себе невозможно, на реальном хите зарабатывает кто угодно, но только не его создатель.
Что касается самих сайтов, то перспективы будут у тех, кто сможет обеспечить самый удобный сервис доставки музыки для потребителя. Им придется побороться за аудиторию, но разве конкуренция - это плохо?
- Но согласятся ли операторы платить?
- Почему-то операторов не беспокоит то, что бОльшая часть трафика, за который они берут деньги с потребителя – это контрафакт. Из 110 миллиардов рублей общего дохода в год 60-70 миллиардов приходится на пиратский контент, и с их стороны несолидно делать вид, что они этого не знают. Представьте себе рынок, на котором в открытую торгуют краденым, а дирекция рынка утверждает, что первый раз об этом слышит и продолжает на этом зарабатывать. Согласитесь, это ненормально.
Однако любопытно, что такое решение вопроса выгодно и операторам тоже. Кроме чистой совести они ведь получат избавление от утомительных и дорогостоящих «пиратских» тяжб, успокоят абонентов (удивительно, но некоторых из них действительно волнует легальность музыки и кино), а самое главное – упорядоченность и законность ситуации станет драйвером роста интернет-рынка как такового. Плюс к этому операторы смогут заработать на дополнительных услугах, возможности открываются широкие. Думаю, они это должны оценить.
- Но ведь не все абоненты скачивают музыку и кино, почему же операторы должны за них платить?
- Технически невозможно вычленить передачу охраняемого контента из всего объема трафика, потому и применяются подобного рода упрощенные варианты выплат. Но ведь в наше время без них не обойтись. У проездного в метро есть срок действия, и совершенно неважно, проехали Вы одну остановку за месяц, или пользуетесь каждый день. Стоимость номера в гостинице не зависит от того, весь день Вы там находились, или полчаса. Собственно, те же операторы возьмут с Вас за безлимитный доступ фиксированную абонентскую плату независимо от того, скачали ли Вы 10 гигабайт, или вообще не пользовались интернетом (скажем, уехав в отпуск) – и попробуйте им доказать, что это несправедливо.
Давайте все же помнить: главным выгодоприобретателем в креативной индустрии являются именно операторы (посмотрите график). Сравните их доходы с общим доходом авторов, исполнителей, режиссеров, создающих основной продукт этой индустрии – это же позор, нечестно. Именно с этой точки зрения и следует говорить о справедливости.
Таблица 1. Финансовые показатели креативных индустрий России (млн. руб., 2013 г.)
Данные: InterMedia, IKS-consulting, АКАР
- Все же, согласитесь, предлагаемая схема пока не отработана, возможны и злоупотребления. К примеру, к РСП, который, скорее всего, получит госаккредитацию, множество претензий из-за финансовой непрозрачности – говорят, все Михалков себе забирает.
- Честно говоря, не знаю ни одной организации в России, по отношению к которой не существовало бы таких подозрений. Что касается РСП – критики почему-то скрывают тот факт, что авторы, артисты, режиссеры за прошлый год получили через РСП более 1,7 миллиарда рублей живыми деньгами. Мало? Но ведь до начала работы РСП они не получали ничего вообще! Напоминает еврейский анекдот: «Абрам нашел на улице пачку денег, пересчитал… и сокрушенно вздохнул «Не хватает!»».
Хотя, конечно, перед обществом, которое получит аккредитацию, встанут сложнейшие задачи. Систему работы нужно будет создавать “с нуля”, расширять структуру, прорабатывать методику сбора и размеры ставок, создавать достоверный реестр произведений (в условиях правового нигилизма последних десятилетий это очень непросто), отрабатывать систему распределения средств. Огромная работа.
Что касается мифа о том, что Никита Михалков владеет РСП и зарабатывает на нем, как пишут некоторые недобросовестные СМИ, то мы уже устали объяснять, что РСП - это общественная организация, и прибыль там вообще не предусмотрена. Распределение финансов жестко регламентируется сразу несколькими коллегиальными органами и постоянно инспектируется уполномоченными госорганизациями. – в точности так, как работают все аналогичные общества в мире.
- Так что же получается – Глобальные лицензии выгодны вообще всем?
- Именно так. Не ущемлены ничьи интересы, каждый россиянин получает свободный и легальный доступ ко ВСЕЙ мировой музыке и ВСЕМУ мировому кино, резко вырастают доходы творческих работников, творческие индустрии получают серьезное вливание и смогут создать фильмов и музыки намного больше и лучше. Объем легального сектора цифровой индустрии резко увеличится (сейчас-то он минимален - в Южной Африке и то больше), причем заметьте - все это без единой копейки от государства, только за счет более справедливого перераспределения между участниками индустрии. Это сравнительно небольшое изменение, но эффект должен быть огромным. Возможно, создателям аудио и видеоконтента удастся более активно выходить и на международный рынок. Выглядит, конечно, сказочно, но это - не сказка, а результат огромной кропотливой работы, большая часть которой ещё впереди.
- Будет ли распространено действие нового закона на другие виды охраняемого контента – игры, книги, фотографии?
- Я знаю, что этот вопрос активно прорабатывается с заинтересованными кругами и убежден в том, что это также необходимо реализовать как можно скорее.