Передо мной два документа. Один – проект «Основ государственной культурной политики», созданный явно не коллективом деятелей культуры, а, скорее всего, безымянными чиновниками соответствующего министерства. Другой – открытое письмо киноведов о горестной судьбе научно-исследовательского института киноискусства (НИИК). Истина о положении дел в культуре может нам открыться из простого сопоставления этих документов.
«Основы государственной культурной политики» начинаются с довольно сенсационного заявления: «Россия – государство, создавшее великую культуру».
Ни народ, ни нация, ни общество, ни отдельные люди, как говорится, не при делах. Пушкин и Чайковский? Это псевдонимы государства, оказывается. Вот и всё, и все основы, и дальше можно было бы ничего и не писать. Раз государство учреждает культуру, оно ею и распоряжается. А что такое государство? Это те, кто его олицетворяет на ответственных постах. И если министр культуры г-н Мединский считает, что в стране слишком много гуманитариев, а глава департамента культуры Москвы г-н Капков называет библиотеки «кирпичами прошлого», то вектор движения «государственной культурной политики» сомнений не оставляет.
Невежественными людьми легко командовать. Образованными – куда труднее. Все «кирпичи прошлого», то есть оставшиеся от СССР культурные лавочки, воспроизводят индивидуумов с характерным недовольным выражением лица. Конечно, перед асфальтовым капком… простите, катком, они бессильны, но маршировать строем точно не будут, тогда зачем они?
Чиновники – вот они нужны. Они могут, особо не вдумываясь в суть дела (это для них вообще – ментальная смерть), сочинять такие перлы: «Образование в сфере культуры и искусства, помимо системы подготовки сугубо профессиональных кадров, включает в себя развёрнутую систему детских школ искусств, в которых могут обучаться не только будущие профессионалы, но и все желающие». (Так «Основы государственной культурной политики» рисуют упоительную Россию будущего).
Однако это министром культуры в России могут стать «все желающие», если они родились под счастливой звездой. А определение, скажем, музыкальных способностей – процесс абсолютно недвусмысленный. Или они есть, или их нет. «Все желающие» без слуха и голоса могут брать частные уроки сколько угодно, и до сих пор так и происходило во все времена, при любых государственных устройствах (может быть, кроме древней Спарты). Но учиться в государственной спецшколе, не имея никаких способностей, что это за пытку придумали населению составители «Основ»?
А потом эти «все желающие» пожелают руководить театрами и музеями, полезут в сферу управления культурой, займут высокие посты! Не поставить ли заранее перед этими прыткими «желающими» разумные фильтры? Или плодить дилетантов и есть задача нынешнего руководства культуры, естественно вытекающая из родственной симпатии к ним?
Вернёмся к реальности. Вот что пишут обескураженные киноведы:
«Единственный в стране научно-исследовательский институт киноискусства находится под угрозой. Три года назад под предлогом «государственной необходимости» институт был введён в состав ВГИКа. Руководство ВГИКа сократило более четверти ставок и перевело сотрудников на половинные зарплаты, а также ввело присутствие под расписку на необорудованном рабочем месте, лишившее учёных возможности работать в архивах и библиотеках без унизительных объяснений, ставящих исследователей в положение нашкодивших школьников. При этом стала стремительно сокращаться когда-то хорошо налаженная в НИИКе издательская деятельность. Далее руководство ВГИКа под давлением Министерства культуры «добровольно» согласилось отказаться от оперативного управления зданием института, которое НИИК занимает 40 лет с момента своего основания… НИИКу грозят сокращение до «научного отдела» и окончательная ликвидация, после чего исторический особняк в Дегтярном переулке перейдёт к новым хозяевам…»
Верю! – как воскликнул бы Станиславский. Потому что на моих глазах похожая история случилась с находящимся в федеральном подчинении Российским институтом истории искусств (историческое здание на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге). Сняли директора, уволили учёных, поставили охрану – и полтора года идут суды, на которых уволенные учёные выигрывают дела. Разумная деятельность института остановила течение своё. Просматривается очевидная тенденция.
Искусствоведы – они ведь тоже «кирпичи прошлого». Их патологически тянет в архивы и библиотеки. Вот ведь идиоты! Есть же Википедия! Вы поймите чиновника. Он сидит на мягком (рабочем) месте с 9 до 5. Конечно, никто ему не мешает играть в покер и писать комменты. Но сидеть он обязан! А тут людям положено два раза в неделю работать – ха-ха – в архивах и библиотеках. Знаем мы, как они там работают! – с ненавистью шепчет чиновник. Всякий ведь по себе судит: будь у несчастного библиотечный день, разве он распорядился бы им так бездарно?
«Россия – государство, создавшее великую культуру…» Вот г-н Мединский и г-н Капков сегодня представляют государство, они вам не «кирпичи прошлого», а весомые «кирпичи настоящего», так отчего бы им не создать великую культуру? Что-то не получается, верно? Так может, пойти другим путём – помогать способным, талантливым, работящим РЕАЛЬНЫМ людям культуры. И не разрушать того, что есть и что было создано до них. А получается наоборот.
Художественная галерея «Дом Нащокина» Натальи Рюриковой – закрыта, помещение перешло в другие руки.
С карты театральной Москвы исчезли Театр имени Гоголя (превратившийся в пункт современной «великой культуры») и Театр имени Станиславского (такое же превращение на марше). На очереди, очевидно, Таганка.
Деятельность искусствоведческих институтов (РИИИ в Петербурге и НИИК в Москве) – под угрозой исчезновения. Какой, выражаясь на нынешнем сленге, «контент» наполнит исторические здания на Исаакиевской площади и в Дегтярном переулке – мы, боюсь, скоро узнаем.
Это лишь несколько примеров точного попадания в цель наших «кирпичей настоящего».
Так что волшебные «Основы государственной культурной политики» – это один пень. Растут на этих «основах» – совсем другие грибочки.