Мы не знаем ни имени, ни возраста этого художника, ни даже точного времени, когда он жил – ученые до сих пор спорят о датировке его произведений. Но то, что он был гением – совершенно ясно, как и то, что творчество сильнее творца.
В список всемирного наследия ЮНЕСКО внесла наскальную живопись в пещере Шове, расположенной неподалеку от небольшого французского города Вальон-Пон-д’Арк. Эти рисунки, которым 32 тысячи лет, потрясают живостью.
Историки, археологи пока не уверены в датировке наскальных рисунков, потрясающих экспрессией – животные несутся по стенам в вечной пляске, как живые, и позволяют заглянуть в душу наших предков – не менее мятущуюся, чем теперь. Известно, что сокровища Шове – самое древнее произведение искусства, официально включенное в числе других «шедевров человеческого гения», достойных вечной охраны.
«Этой живописи более 30 тысяч лет, но даты здесь бессмысленны, как километры в астрономии. Авторы этого музея жили так давно, что мы ничего о них толком не знаем. Кроме того, что искусство было для них важнее жизни. Об этом говорит цепочка окаменевших следов – взрослого и ребенка. Первые ведут туда и обратно, вторые – только туда. Вот когда впервые выяснилось, что искусство требует жертв. (Другая – гуманная – гипотеза считает, что ребенок устал и обратно его несли на руках, чтобы не ревел)», - пишет Александр Генис в блоге на радио «Свобода», - «Я не могу забыть бизонов из пещеры, потому что они бередят родовую память. Сейчас, когда биологи втолковали нам, что человек делит с обезьяной 99% генов, особенно важно понять, чем мы от нее все-таки отличаемся. В конце концов, в мире наших предков не было ничего такого, что заставило их изобрести духовность. Она – необязательная добавка. В чем смысл этого избытка? То ли он – цель эволюции, то ли – ее побочный продукт? Ведь нет никакой необходимости в ритуале, боге, Бахе. Без них до сих пор прекрасно обходится немалая часть моих знакомых. Но даже они – плод духовной революции, о причинах которой спорят богословы и ученые».