Британскую столицу, пресыщенную искусством, пожалуй, даже сверх меры, весьма трудно удивить чем-нибудь из ряда вон выходящим. Однако произведениям Виктора Попкова удалось это сделать.
Лондонский культурный центр «Соммерсет-хаус», воспользовавшись случаем (сейчас в России и Великобритании так называемый перекрестный Год культуры), представил на суд публики выставку произведений этого советского художника. По такому случаю из Третьяковки привезли 40 работ Попкова, по замыслу устроителей отражающий практически весь спектр его творчества.
Нет, изысканных лондонцев, естественно, не собирались накормить очередной порцией социалистического реализма, дабы дать повод порассуждать на темы ГУЛАГа, ужасного Сталина, железного занавеса и прочих прелестей тоталитаризма. Чего греха таить, в Альбионе (и не только там) всегда найдется масса подкованных людей, готовых авторитетно пожонглировать устоявшимися стереотипами. Ну, плюс, конечно, «балалайка», «водка» и «медведь».
Весна в депо
Нет, картины Попкова тем и удивительны, что это соцреализм, но… Какой-то неправильный, что ли, соцреализм.
Талант Попкова ухитрился сплавить в себе догмы одобряемого с самых верхов метода и все достижения, гонимого этими же верхами искусства. Причем так «хитро и коварно», что художник смог, с одной стороны, не стать каноническим завсегдатаем всевозможных президиумов, а с другой – не свалиться в пропасть безнадежного диссидентства, куда суждено было угодить многим.
Так разместили "Строителей Братска"
Попков был «своим» и в СССР, и на Западе. В 1967 году он почетный лауреат биеналле современного искусства в Париже, а в 1975 –м – лауреат Государственной премии Советского Союза. Правда, увы, посмертно…
Странной и даже внешне какой-то совершенно нелепой была смерть художника. Официальная версия, задокументированная и запротоколированная гласит: Виктор Ефимович попросил водителя подвезти его. Вещь абсолютно обычная для всех. Не совсем обычным оказалось только то, что с просьбой он обратился к водителю инкассаторской машины, а тот почему-то все неправильно понял и… открыл огонь из табельного оружия… На суде стрелявший докажет, что действовал в полном соответствии с должностной инструкцией…
"Шинель отца", видимо подлежит длительному обсуждению - поэтому для дискутирующих предоставлены напитки...
Во временной промежуток между Парижем и смертью от пуль перевозчика наличности Попков создает множество различных полотен, посвященных частным переживаниям человека: художественному анализу подвергаются такие проблемы, как одиночество, уязвимость, страх смерти, межличностные отношения и творческое самоопределение. Это глубоко человечное и личное видение мира. Да, именно такое, и хоть сказано весьма плоско, но словами иначе и не выразишь.
В лондонском «Соммерсет-хаусе» посетители смотрят шедевры Попкова «Весна в депо» (1958), «Строители Братска» (1960—1961), а также многие из работ, созданных им во время творческих командировок по Мезенскому району. Представлено также значительное число автопортретов, в том числе «Шинель отца» (1970—1972), входящая теперь в школьные учебники по истории искусств.
…Скромную церемонию открытия сопроводил своим выступлением русский скрипач Евгений Угорский. Получилось удачно: можно было получить некий навигатор для мира творчества художника, который дает удосужившимся зайти на выставку редкую возможность по-новому взглянуть на недооцененный период советского искусства и увидеть, что его наследие отнюдь не сводится к вышеупомянутому стереотипному воспроизведению пропагандистских штампов…
А еще для воссоздания сложного исторического контекста экспозиция дополнена фотографиями Игоря Пальмина, которые помогают западному зрителю лучше понять социальные и культурные особенности эпохи, наложившие отпечаток на творчество художника. Пальмин, выступавший в качестве неофициального хроникера советской жизни, был вхож в круг художников-нонконформистов, благодаря чему смог запечатлеть атмосферу и обстановку того времени.
Напоследок - о репликах гостей.
Мэтью Аттвелл (представился как «специалист digital-направления»):
- Я слышал о Викторе Попкове, но никогда не видел его работы. Он удивительный художник! Я думаю, что его «спокойная темнота» сильно резонировала с тем, что происходило в стране в то время. И выставка Попкова в Лондоне – это невероятная возможность показать его миру!
Эверита Силин (преподаватель, Нью-Йорк)
- Ранее я уже видела работы художников «сурового» стиля, но это мое первое знакомство с Попковым. Широкий диапазон тем Виктора Попкова не может не впечатлять! Мне безумно нравится, как выставка подчеркивает все стороны необъятной русской души. Темные тона, мысли о смерти и загробной жизни, картины утра и воспоминания. И вот, когда я думаю об этой самой русской душе, я представляю это же…
Каждый видит, что хочет. Не будем спорить.