Народная артистка России Зинаида КИРИЕНКО – любимая ученица великого режиссёра Сергея Герасимова, у которого она блестяще сыграла Наталью в картине «Тихий Дон». Затем были яркие роли в таких фильмах, как «Судьба человека», «Поэма о море», «Повесть пламенных лет», «Казаки» и др. А потом из-за личного конфликта с одним влиятельным чиновником Зинаиду Кириенко «отлучили» от кино. И только режиссёр Евгений Матвеев смог прорвать эту блокаду и пригласил актрису в свои знаменитые картины «Любовь земная» и «Судьба». Несмотря на то что прошлым летом Зинаида Михайловна отметила свой 80-летний юбилей, она до сих пор полна сил и энергии, ездит на кинофестивали, выступает перед зрителями и воспитывает внуков и правнуков.
- Зинаида Михайловна, какие работы в кино для вас особо ценны?
– Конечно, Наталья в «Тихом Доне», «Сорока-воровка», «Казаки». И, несмотря на маленькую роль, Ирина в «Судьбе человека». Хотя и Ефросинья Дерюгина из «Любви земной» дорога – мне же за неё дали Государственную премию и звание! Лично для меня история Ефросиньи – это некое продолжение истории Натальи из «Тихого Дона». Такой тип исконно русской женщины. Ведь почти все мои героини в основном – женщины-страдалицы, добропорядочные матери, на которых земля наша держится. Такие русские бабы помогли выиграть войну, смогли выстоять в суровые для страны времена.
– Вы сами из таких женщин, «кто коня на скаку остановит»?
– Не знаю, как насчёт «коня на скаку» или «горящей избы»… Но то, что я могу любые трудности вынести, какие не каждая женщина вынесет, – это точно. Могу! Только измены не смогла бы пережить, наверное.
– Когда вспоминаешь глаза вашей Натальи в «Тихом Доне», думаешь именно о пронзительной тоске из-за измены любимого мужчины. Но у вас и в жизни – печальные глаза!
– Природа моя такая, хотя в жизни я – человек очень жизнерадостный. О «печальных глазах» меня часто спрашивают. И на этот вопрос я в итоге придумала несколько «дежурных» ответов: «А вы когда-нибудь видели весёлые глаза у Мадонны? У неё всегда глаза печальные. Она смотрит на нашу жизнь с состраданием». Всё! И сказать человеку нечего. Или говорю так: «А может, это грусть моего отца в моих глазах. Его тоска по Родине…»
Ведь у моего папы очень нелёгкая судьба. Тбилисское юнкерское училище. Потом, в 1919‑м, – Англия, чужбина, где он мыкался восемь лет. Работал в ресторане, на кухне подсобным рабочим. Бабушка рассказывала, что они там очистки картофельные ели, чтобы не умереть с голоду. Когда вышло постановление Совнаркома о возможном возвращении таких, как он, папа два года копил деньги на обратный билет. Приехал, а ему определили место жительства – аулы Дагестана, где они и встретились с мамой. Так что я родилась в Махачкале. Когда мне было года два или три, родители разошлись. А в 1939 году отца арестовали. Конечно, я многого не знаю, но знаю точно: мой отец прожил тяжёлую жизнь. И где кончил дни свои – никто до сих пор не знает.
– Наверное, неслучайно в картине «Любить по-русски» вашу героиню зовут Зинаида Георгиевна Широкова? Ведь это же фамилия вашего отца!
– Да, это я предложила Евгению Матвееву назвать свою героиню-прокурора именно так. Уж очень хотелось, чтобы хотя бы в кино прозвучали мои настоящие отчество и фамилия.
– Даже так? Это, наверное, какая-то очень таинственная семейная история?
– Когда я родилась, мама сильно заболела, и регистрировать меня пошёл отец – Георгий Широков. Будучи ещё беременной мною, мама прочитала роман о судьбе древнегреческой драматической актрисы Аиды. Книга произвела на неё столь мощное впечатление, что мама решила: если родится дочь, она непременно станет драматической актрисой. И даже имя мне мама решила дать Аида… Так вот, папа шёл меня регистрировать и размышлял: «Зачем русской девочке такое заморское имя – Аида?! Заклюют!» И записал: «Зинаида». Когда показал матери метрику, разразился жуткий скандал. А папа говорит: «Смотри: Зина и Ида – два имени. Одно – как ты и хотела». Поэтому всё моё детство и юность я была Идой. Когда родители развелись, я стала Ида Иванова. Во ВГИК поступала как Ида Кириенко – в 14 лет взяла фамилию и отчество отчима. Так и однокурсники меня называли, пока в титрах фильма «Надежда» не понадобилось паспортное имя писать. С тех пор я – Зинаида. Но всё равно привыкала к этому имени много лет, с большим трудом. Только в последнее время смирилась…
– В пору вашей юности кумирами миллионов были Жан Габен, Жан Маре… А вам кто больше всего нравился из актёров того времени?
– Вы знаете, никогда не увлекалась мужчинами актёрами. Я больше на актрис смотрела. Правда, мне нравился когда-то, в школьные годы, Роберт Тейлор в фильме «Мост Ватерлоо», где они играют с Вивьен Ли. Он был там очень красивым, как мне казалось. А вообще мужчины актёры, как правило, красуются. Это ужасно! Глаза делают такие… «томные».
– Традиционный вопрос: как проводит свободное время народная артистка России Зинаида Кириенко?
– А его, к счастью, почти нет. Концерты, встречи, общественные обязанности – я ведь президент Фонда энциклопедии имени Шолохова. Слава богу, на все фестивали приглашают. Скучать не приходится.