В последнее время на высоких трибунах и экранах телевизоров появляются особенные люди, как бы держащие в могучих руках дубину «патриотизма». Гвоздить этой дубиной они собираются врагов России – но, поскольку основные враги далеко, дубина запросто может пойти гулять по головам недостаточно патриотичных деятелей культуры. Пронеси, Господи!
La Patrie – так французы именуют своё отечество; стало быть, патриотизм – это любовь французов к Франции. А русским для своей любви к Родине неплохо было бы иметь и своё точное русское слово. «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» (Пушкин; указываю автора специально для депутатов Государственной думы) – «патриотизмом» быть не может, любовь свободна, а от этого термина веет чугунной тоской казёнщины. Наряду с «патриотизмом» в ходу ещё один уродец – выражение «национально ориентированный». Видимо, в идеале национальная ориентация должна совпадать с сексуальной ориентацией и быть сугубо традиционной. Спросить: неужели вы думаете, что национальную или сексуальную ориентацию можно выбрать по своему желанию? – не у кого. Не поймут.
Депутат Государственной думы Евгений Фёдоров выступил на днях с острой критикой министра культуры Владимира Мединского, который-де не сумел развернуть своё министерство в сторону «национальной ориентации». Если поменять дикую «национальную ориентацию» на понятное и полезное выражение «защита национальных интересов» – то да, вообще-то пока не сумел. Один наезд на галерею «Дом Нащокина» Натальи Рюриковой или, скажем, история планомерного уничтожения Российского института истории искусств (СПб) тому подтверждение. Но Фёдоров критиковал Мединского не за это – а за ряд спектаклей, включённых в нынешнюю программу «Золотой маски». Спектаклей, которые, судя по его речам, Фёдоров лично вряд ли видел, но бодро пересказал что-то с чьих-то слов.
Тут я оказываюсь в положении человека, который, допустим, на балу решился объяснить господину рядом, что недурно было бы надеть приличный костюм, переменить носки и вынуть из кармана серебряные хозяйские ложечки. И вдруг на этом балу появляется разъярённый тип и хуком в челюсть укладывает господина намертво! Последовательно критикуя «Золотую маску» за явные перекосы призовой политики, отдававшие сильным привкусом групповщины и сговора (эх, «Маска»! скажу, как Конёк-Горбунок, – «оттого беда твоя, что не слушался меня!»), я никак не ждала взмаха патриотической дубины из Госдумы.
А ей не до эстетики и не до театра. Вы в театре когда-нибудь встречали депутатов? Я там вообще, кроме В.И. Матвиенко, никого из верхов не видела. Но вот патриотической дубине рассказали, что в одном спектакле на сцене происходит половой акт Онегина и Татьяны – бум! хряк! А в другом как будто гастарбайтеры на сцене что-то гнусавят на своих языках, и это награждается «маской» – бум! хряк! А «Маску» дали К. Богомолову за антикремлёвский спектакль, а артист Девотченко на закрытии вообще выступал против власти – хряк! бум!
Современные трактовки «Евгения Онегина» (а их куча) – это, конечно, наказание, посланное нам за грехи. В застой, когда писалась тьма пьес о вожде пролетариата, была шутка: «надо разрешить частную торговлю, чтоб евреи наконец отстали от Ленина». Что нужно сейчас разрешить, чтоб рэжиссёры оставили в покое «Евгения Онегина», я не знаю, да только – не было в том спектакле, о котором толковал Фёдоров, полового акта Онегина и Татьяны.
Рассерженный Владимир Мединский даже обратился в комиссию по этике, потому что ни одного факта без ошибок Евгению Фёдорову привести не удалось. И это естественно. Попробуйте с чужих слов пересказать, к примеру, историю неизвестной вам страны – всё невольно переврёте, все даты и фамилии. Чтоб рассуждать о культуре, нужна компетенция! Компетенция, а не дубина-хворостина, которой гонят гусей в национально ориентированную сторону. Некоторые пассажи речи Фёдорова напомнили мне А.А. Жданова времён постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград». Тот же грубый, самоуверенный тон полковника, для которого культура – это провинившиеся пешки в строю.
Нет, господа, вы это бросьте. Не ваше дело – поучать профессионалов, как и что им надо ставить, играть и писать. Мы как-нибудь сами разберёмся. Вы лучше сходите, ей-богу, в театр, в филармонию, да хоть куда-нибудь. Книжки почитайте. И эдак годиков пять. А потом очень вежливо начните высказывать свои мнения – в частном порядке. А когда начнёте выступать с трибун, избегайте фамилий, потому что любое упоминание государственными людьми фамилий может вызвать печальные последствия для судеб упомянутых людей. И вообще – как-то иначе надо действовать в культуре, как-то не так топорно, ведь культура – сад, а не плацдарм.
И не надо нас учить любить Родину. Если бы в России перестали врать и воровать, через год максимум и уже без всякого «патриотического воспитания», мы бы всем миром влюбились бы в такую приятную страну, где так интересно жить. И кто имеет право присуждать нас к подобной любви, объясните? Христос ничего не говорил о любви к Родине, он говорил о любви к истине.
Я верю в Бога и люблю Родину. Но если какая-нибудь Елена Ямпольская (главный редактор угрюмо-воинственной газеты «Культура») будет приказывать мне верить в Бога и заставлять любить Родину, – я пошлю её куда-нибудь не очень далеко, но так, чтобы она оттуда уже не вернулась ко мне со своим «богом» и своей «родиной». Это не мои «бог» и «родина», мой Бог – добрый и весёлый вроде драматурга А.Н. Островского. А у этих «учителей патриотизма» самые прекрасные вещи на свете оборачиваются мучительством, жестокостью и тоской без конца.
Дайте же вы нам хоть в культуре-то жить по-человечески, спокойно и свободно, не лезьте в душу, не плодите господдержкой «повышенного патриотизма» в искусстве – лицемеров и халтурщиков, коих мы насмотрелись при советской власти. (Это они своим тупым враньём на пару с ворюгами из сферы обслуживания заколотили в гроб милый косыгинский социализм!)
Вы же не станете поучать детей, как, когда, сколько и в каких формах им любить маму?
Ну а Родина – это, по-вашему, кто? Кормушка ваша? Ответ неправильный.