Сергей Сенцов: «На самом деле «Физрук» - это драма»
5 мая 2014, 15:15 [«Аргументы Недели», Александр Беляев ]
Про свежий сериал «Физрук» и в реале, и в виртуале уже бродит масса анекдотов, афоризмов, притчей и прочих острот. Далеко (и даже очень далеко) не все они комплиментарного характера, скорее, даже наоборот, однако режиссера Сергей Сенцова это нисколько не смущает, а радует – значит, есть о чем говорить.
- Можно ли расценивать «Физрука» как некий трамплин для вас, позволяющий прыгнуть в некую большую режиссуру, как профессиональный успех?
- Думаю, можно, однако вот с какими оговорками. Это, безусловно, командный продукт. Мне удалось сработать на уровне команды, и это само по себе радует и приносит именно профессиональное удовлетворение. Главное в таких вещах – крепкая история, а автору идеи, Антону Щукину удалось реализовать именно такую историю. Ладно скроенную, качественно сшитую и, скажем так, по совокупности реальную, на правде жизни, а зритель такие вещи ценит чрезвычайно.
- Как вы попали в эту историю?
- В моей фильмографии был опыт – «Студия 17». Личная для меня история, практически на биографическом материале: некоторые эпизоды – просто один в один то, что было на самом деле. Ее заметили и решили доверить мне режиссуру «Физрука».
- Еще до этого у вас была полнометражка «Москва – не Москва»…
- Фильм не был в широком прокате, его показали во внеконкурсной программе ММКФ в 2011 году, это мой дебют, фактически моя первая крупная работа и воспринята она была хорошо, доброжелательно...
- Об учителях, - вы закончили журфак МГУ, а потом уже отправились постигать режиссерское мастерство на Высшие курсы сценаристов и режиссеров…
- К счастью я, как мечтавший о хорошем гуманитарном образовании, застал еще на факультете журналистики ту плеяду замечательных преподавателей, как например, Нинель Ивановна Ванникова (западноевропейская литература), Людмила Евдокимовна Татаринова (древнерусская литература), которые дали мне искомое, а кино был уже следующий этап. На нем мне так же повезло с учителями – ремеслу, мастерству меня обучал Владимир Иванович Хотиненко, а также замечательные педагоги Павел Константинович Финн и Владимир Алексеевич Фенченко. Что-что, а школа удалась более чем…
- ..и в итоге – все сошлось. Возвращаясь к «Физруку», хотелось бы узнать вот что: в качестве консультанта с вашей командой работал американский консультант Барри Блюштейн, сценарист известный такими работами как вторая и третья «Полицейская академия», «Поездка в Америку», какова была его роль? Это я к тому, что сериал выстроен на отечественном материале, не носителю языка практически невозможно вникнуть в комическую суть…
- Мы встречались всего несколько раз во время подготовительного периода, но на площадке его не было.
- Формат сериала, как мне кажется, подразумевает довольно жесткие рамки, поддержку градуса конфликта – во избежание падения зрительского интереса – а, кроме того, (опять же на субъективный взгляд потребителя) однозначную «маску» каждого персонажа, которую он несет на протяжении всех сезонов…
-Это, мягко говоря, не совсем так и «Физрук» тому – живое доказательство. Куда важнее предельная реальность, та самая правда, известная всем и каждому и которую не подделать. Упомянутые «маски», в принципе пройденный этап. Этот сериал он по сути, естественно, и комедия, но, одновременно и драма. Даже не слишком пристально вглядываясь в главного героя, всем очевидно – он трагически одинок. Он считает себя волком среди овец, но не понимает (или не хочет понимать), что и шкура-то уже не так густа, и зубы не так остры, и жизнь вообще поменялась, а он отстает… Он цепляется в этого своего Мамая как за последнюю ниточку, связывающую его с тем временем, когда он был силен и твердо знал, чего хотел. Вот он – основной конфликт фильма, и зрители, а я могу судить об их реакции, вполне поняли и оценили по достоинству эту многослойность, неоднозначность картины… И меня это очень радует…
А насчет жестких рамок, тут я могу сказать о несколько другом. Плотность графика занятости Дмитрия Нагиева, например, задавала жесткие рамки. Поэтому съемочная дисциплина обязана была быть безупречной и она таковой и оказалась.
- То есть обошлось безо всяких там «звездных» закидонов?
- Абсолютно. Мне было чрезвычайно комфортно работать и с Нагиевым, с Гордоном, со всей командой без исключения. Удавалось с первого раза укладываться как должно, не скатываясь, как говорил, кстати, Нагиев в «пучину чрезмерной наигранности».
- И непрофессиональным актерам, которых было множество?
- И им.
- Кастинг, насколько я понимаю, получился качественный?
- О, да… Роли «сидят» на каждом как хороший, добротно сшитый костюм…
- По имеющейся информации, вы получили заманчивое предложение на полный метр и следующий сезон «Физрука» уже не снимаете. Что за предложение?
- Все верно, сериал будет продолжаться уже с другим режиссером. А насчет предложения – не сочтите за невежливость, однако из чистого суеверия пока не буду раскрывать карты. Вот когда все «складется», тогда и можно будет поведать подробности. К примеру с «Физруком» мы практически изначально были уверены – выстрелит хорошо, но… О подробностях на том этапе не распространялись. Результат убеждает – правильно делали.(смеется)
- Понимаю, пальмовые ветви и «Оскары», как впрочем и другие пряники, с неба не падают… Из коллег по цеху – кто для вас авторитет?
- Из наших – безусловно, мой учитель, Хотиненко. Из зарубежных… Один из главных, пожалуй, Кэмерон. Только ему, на мой взгляд, трижды за короткое время удалось потрясти кинематограф. «Терминатором», «Титаником» и «Аватаром». Редкое сочетание востребованности зрителем и , кстати, «оскароносности».
- Хотите испробовать свои силы в нечто подобном?
- Я делаю то, что мне нравится – рассказывать истории. Я люблю и, смею надеяться, умею это делать. Получится такой бонус – в виде какой-либо престижной статуэтки – хорошо. Нет – ну и ничего. А «Физрук» - хорошая история. Главное – не последняя...
Фото Дмитрия Бельдюшкина и Олега Граждана предоставлены Сергеем Сенцовым