Известнейшее в Москве культурное предприятие – художественная галерея «Дом Нащокина» – находится на грани закрытия. Историческое здание в Воротниковском переулке, в котором расположена галерея, Министерство культуры РФ распорядилось передать Фонду кино.
Такая сказка есть, помните: была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная, пришла весна, у лисы избушка растаяла, она взяла и выгнала зайца из лубяной избушки, сама там поселилась. Правда, заяц нашёл себе защитников и свою избушку у лисы отобрал. Но это сказка. А вот жизнь.
Наталья Петровна Рюрикова, главный редактор альманаха «Киносценарии» и директор галереи «Дом Нащокина», в один не прекрасный для неё день получает известие о том, что с должности главного редактора она уволена, а здание по адресу Воротниковский переулок, 12, отходит Фонду кино. А как же галерея? А у галереи договор аренды с Росимуществом по октябрь 2014 года, так что до октября, видимо, «Дом Нащокина» будет на месте, а дальше – тишина. Вряд ли новому собственнику понадобится эта галерея, тем более что её героями в разное время были какие-то сомнительные в наши дни Шемякины, Неизвестные и Нуреевы. Нет, чтобы провести хоть один вернисаж на тему «Россия и Украина: братья навек». Сплошное чистое искусство: то натюрморты, то портреты, то Марлен Дитрих, то какая-то Паола Волкова. Волкова-то ещё ничего, но почему Паола? В Министерстве культуры это вряд ли поняли. Там вообще плохи дела с критериями оценки культурно-просветительной деятельности.
Основанием для увольнения посчитали то, что профессиональная деятельность «Киносценариев» не осуществляется – дескать, за последний год вышло всего два номера тиражом 1000 экземпляров. То есть Минкульт всерьёз считает, что сборник киносценариев должен издаваться каким-то другим тиражом? Сведущим людям ясно, что и 1000 по нынешним временам – это очень солидно. Тем более что сборники были «строенными», почти по 500 страниц. Но не в том суть, конечно. Профессиональному сообществу прекрасно известна репутация Натальи Рюриковой, она заботится о ней всю жизнь – в отличие от Минкульта, который, похоже, и не задумывается о том, что это такое.
Наше время так любит рейтинги – отчего бы не провести опрос людей культуры, как они оценивают деятельность Минкульта за последние два года? Только, конечно, анонимно. Тотально зависящие от государства люди вряд ли решатся сказать открыто и напрямую…
Культура – не армия, где назначают командиров без обсуждений по приказу. Культура – скорее сад, который люди выращивают по призыву души, огромный сад, со своими клумбами, аллеями и горками. Никакое министерство не может приказать сделать художественное открытие, создать шедевр. Оно может помочь, укрепить, способствовать тому, что растёт, живёт, цветёт само по себе, – или затоптать всё это солдатским сапогом.
Галерея «Дом Нащокина» – это как раз отдельная клумба, выращенная одним человеком, который долгие годы отстаивал историческое здание (где бывал А.С. Пушкин), собирал коллектив, подтягивал публику, просвещал и делился своей любовью к творчеству. Это уже существующий объект культуры, с отличной историей, с хорошим жизненным тонусом. Его бы поддержать или хотя бы ему не мешать, а не гнобить. Ан нет!
Непонятна позиция министра культуры. Владимир Мединский сознаёт себя государственным человеком, изъясняется торжественно, с налётом звонкой высокопарности, модной в последнее время. Вот каким медным голосом дал он отпор митрополиту Софронию, воспевая единый в прошлом путь России и Украины: «Мы вместе – верой, словом и собственной кровью – объединили бескрайние земли, защитили их от ордынцев, ляхов, шведов и турок, изгнали Наполеона и вошли в Париж… Мы вместе спасли мир в 1945-м и вместе покорили космос…»
Можно подумать, человек лично принимал участие в защите от ляхов и летал в космос. Хотя это в порядке вещей – делают одни, вещают совсем другие. А так вот подумать: что лично он, министр культуры с 2012 года, сделал для культуры значительного и разумного, о чём люди говорят с одобрением и радостью? И сказать вроде бы нечего.
Что можно вспомнить, кроме изрядного количества скандалов, связанных с недвижимостью в центре Москвы и Петербурга?
То вдруг стали переформатировать на ровном месте Российский институт истории искусств (СПб), уволив директора, так что институт до сих пор лихорадит, учёный совет не работает, а сотрудники успешно судятся с новой администрацией (она компетенцией не блещет). То взбаламутили общество дикой идеей объединить все искусства (а также исторические здания в центре Петербурга) под руководством В.А. Гергиева. Теперь пришла очередь «Дома Нащокина», который, как оказалось, остро нужен Фонду кино!
Зачем Фонду кино именно «Дом Нащокина», в историческом документе, поступившем в нашу редакцию, говорится мило и непосредственно.
Протокол совещания в Минкультуры России, в присутствии представителей Росимущества и Фонда кино. Постановлено:
«Направить в адрес Росимущества обращение об исключении данного здания из состава имущества ГП «Редакция журнала «Киносценарии», подлежащего приватизации, обоснованное необходимостью передачи здания Фонду кино».
То есть здание в Воротниковском переулке передать Фонду кино обязательно нужно, потому… потому… потому что это необходимо. Фонд кино – это вам не сирота казанская, а зубастый зверь, и если ему необходим его кусок мяса – всякие нервные барышни могут отвернуться. Попросту говоря, настало время силы. Многих людей повсеместно озарило, что это они изгнали Наполеона, вошли в Париж, уничтожили Гитлера и полетели в космос. С утра уже хочется подвигов, а какие подвиги могут совершать те, кто, скажем, лет 20 занимался сплошь добычей имущества и «вареньем бабок»? Точно такие же, только теперь всё это при случае можно залить тоннами напыщенной риторики. Деды воевали – внукам пожить охота.
Я даже подумала сначала, не подписала ли Наталья Петровна Рюрикова какое-нибудь «не то» письмишко сгоряча? Сейчас прослыть агентом майдана проще, чем японским шпионом при товарище Сталине. Нет, ни в чём таком Наталья Петровна не замечена. Настоящая московская гранд-дама, 20 лет уже возглавляет альманах «Киносценарии» и галерею «Дом Нащокина», и если кого и демонстрировать иностранцам в качестве образца носителя культурного попечения – это именно её (на пару, наверное, с директором Московского дома фотографии Ольгой Свибловой). На таких героинь смотреть одно удовольствие – и одеты, и причёсаны, и говорят складно, и заботятся о процветании своего дела, и умеют людей найти и события организовать, контактны, с большими культурными связями в мире. Да их не то что трогать не надо – с них хорошо бы пылинки сдувать и заботиться о их здоровье и благополучии…
Но Фонду кино плевать на эти нежности. Фонд кино почти сплошь состоит из угрюмых мужчин с весьма сильно развитыми челюстями. И, видимо, у них есть глубокое взаимопонимание с Министерством культуры. А у Министерства культуры вряд ли есть понимание, что культура – это люди. Оно упорно (буквально каждую весну) ищет «лубяных избушек», чтоб изгнать из них сомнительных «зайцев».
Такое, понимаете ли, «министерство ледяных избушек»!