Такого давно не было – на 64‑й Международный Берлинский кинофестиваль высадился абсолютно звёздный десант. А всё потому, что в приглашённых фильмах снимались не одна-две звезды, а пять-шесть. Это новая фишка большого фестивального кино – такой актёрский фейерверк, когда картину держит не одна звезда, а целое созвездие.
Причём это тренд не только могущественных американских мейджеров. Лучший европейский режиссёр на сегодняшний день Ларс фон Триер тоже в свою «Нимфоманку» кроме любимой Шарлотты Генсбур пригласил одного из самых успешных молодых американских актёров – Шайа ЛаБафа и культовую Уму Турман.
В Берлине показали полную версию «Нимфоманки» – от той, что сейчас выходит на наши экраны, она отличается «интересными подробностями». Нам предлагают посмотреть на то, что на языке судебных экспертов называется «эрекшн» и «пенитрейшн», что позволяет суду объявить данное произведение, говоря бытовым языком, порнухой. Однако в художественном произведении задача исследования человеческой природы оправдывает любые откровения. Исследуя эту природу, Триер находит в ней много гадкого и не собирается это скрывать. Человечество он не очень любит и в каждом своём новом фильме упражняется в аргументированной нелюбви.
В данном «нимфоманском» случае 50-летняя героиня Генсбур рассказывает хорошему человеку, который ей помог, свою сексуальную жизнь. А она была довольно насыщенной. Триер радостно иллюстрирует каждый эпизод (а их в полной версии на 145 мин.) экскурсом в прошлое героини, где она была вдвоём, втроём, сверху, снизу, сбоку, с чёрным, с белым, с молодым, со старым и т.д., а в финале показывает мозаику с членами всех генсбурских любовников. И это первый «том». Интересно, что будет во втором?
Поговорить с Ларсом фон Триером было невозможно. После скандала в Каннах (кто не в курсе – см. Интернет) он избегает общения с журналистами. Даже на пресс-конференцию не пришёл. Шайа ЛаБаф пришёл, но вёл себя эпатажно, видимо, подражая мастеру. Надел грязную кепку (в Старом и Новом Свете одежда всегда – месседж), пробормотал что-то типа «чайки летят к кораблю, когда чуют, что с него сбрасывают сардины» и ушёл с пресс-конференции, оставив коллег отдуваться за «шедевр» фон Триера перед журналистами в коллективном одиночестве. На вечернюю премьеру он тоже не явился. Стало как-то тревожно – ТВ-каналы сообщили о несчастном передозе, от которого скончался замечательный актёр Филипп Сеймур Хоффман.
Пока, на мой взгляд, лучшим на фестивале является фильм Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт». Им фестиваль открывался, причём на красную дорожку выставил таких звёзд, как Рэйф Файнс, Уиллем Дефо, Эдвард Нортон, Тильда Суинтон, Билл Мюррей (кстати, последний сыграет и во втором американском фильме «Охотники за сокровищами», представленном вне конкурса в официальной программе фестиваля). Снятый в жанре авантюрной трагикомедии, фильм переносит нас в восточноевропейскую страну «Зубровка». Образом-символом dolche vita там был альпийский spa-отель «Будапешт», куда приезжала международная знать, пока в 30‑х гг. прошлого века не стали активизироваться фашисты.
Всё это время консьержем отеля был герой Рэйфа Файнса, который знал не только счета своих клиентов, но и их причуды и даже маленькие слабости. Некоторым клиенткам он оказывал и совсем интимные услуги. Одна из них – княгиня, её играет Тильда Суинтон, которая проводила в гримёрной по 5 часов перед выходом на площадку, ведь ей в фильме 86 лет и у неё вываливаются зрачки. Она оставляет в последнем завещании консьержу портрет «Юноши с яблоком» одного из самых известных художников Возрождения, то есть бесценный. С этой минуты начинаются проблемы у консьержа. Наследник княгини, будущий лидер местного отделения наци, объявляет его убийцей старухи (карикатурное исполнение этой роли Эдрианом Броуди выше всяких похвал), и консьерж временно попадает в тюрьму – в высокогорный замок, где свои законы…
Фильм выходит в наш прокат, поэтому не буду его пересказывать, замечу только, что давно не видел такого стильного костюмного исторического фильма, где всё время сохраняется ироническая дистанция к происходящему – и через операторскую манеру, и через дизайн костюмов, да и просто через интонацию героев (вот тут опасаюсь за русский дубляж). Впрочем, скоро ирония уступит место более сложной гамме чувств. Поскольку фильм в основном конкурсе, я за него болею.
«Охотники за сокровищами» Джорджа Клуни показали в основной программе вне конкуса, поэтому я за него не болею. Но замолчать его не имею права. Во-первых, звёздный десант в составе режиссёра Джорджа Клуни, Мэтта Дэймона, Билла Мюррея, Жана Дюжардена, Джона Гудмана сделал каждый кадр фильма особенно насыщенным. Во-вторых, сюжет весьма занимательный. Он строится на том, что после известного приказа Гитлера все награбленные фашистами музейные произведения искусства, которые не смогли привезти в рейх, подлежали уничтожению. По принципу так не доставайся же ты никому! Американские музейщики и галеристы не стали мириться с этим и, хотя по возрасту не могли служить в армии, по распоряжению Рузвельта надели военную форму и высадились во Франции, где армия союзников уже отвоевала часть захваченной немцами территории. Причём бомбили в горячке войны и мирные аббатства, где хранились шедевры средневековой скульптуры и живописи.
Перечисленные выше звёзды и составили эту бригаду искусствоведов, которой дали кличку «монументалисты». Спасая шедевры искусства от немцев и от своих, они часто переходили линию фронта и несли потери. Так погиб герой Дюжардена, где-то в середине фильма. Почему я это уточняю? Потому что в интервью Джордж Клуни сказал, что фильмом «Артист», за который Дюжарден получил «Оскара» в номинации «Лучшая мужская роль», перебил очередной фильм с его участием, и «Оскар» Клуни не достался. «Я уже тогда хотел его убить, и, когда появилась расстрельная роль, сразу его пригласил. Но всё-таки в начале фильма убивать не стал». Вот их голливудские нравы, полюбуйтесь!
Особую интригу фильму придаёт то сказочное обстоятельство, что «монументалистам», открывающим один схрон с сокровищами за другим, на пятки наступают русские. Но если «монументалисты» возвращают сокровища бывшим владельцам, музеям и церкви, то русские, если что цапнули, то сразу отправляют себе в Москву в качестве репараций. А то и для личных маршальских коллекций. Так что героям фильма нет ни минуты покоя. И хотя вместо запаха крови от фильма пахнет клюквенным соком, может быть, это и хорошо. Ведь его пафос – «ботаники» против злодеев – и не требует слишком чёрных красок.
Фестиваль в разгаре, в следующем номере я подведу его итоги, а если вам не терпится увидеть, кому в этом году достались «Золотые медведи», и встретиться со звёздами фестиваля, смотрите в ночь с субботы (15:02) на воскресенье мою традиционную программу «Тихий дом» о Берлинском МКФ на Первом канале.