Киномир празднует 80-летие Отара Иоселиани
2 февраля 2014, 11:32 [ «Аргументы Недели» ]
Автору "Фаворитов луны", "Охоты на бабочек", "Шантрапы", лауреату практически всех значимых европейских кинофестивалей великому грузину и уже много лет французу Отару Иоселиани сегодня исполняется 80 лет.
Он родился в Тбилиси, окончил музыкальное училище (класс скрипки и дирижирования), приехал в Москву, поступил на механико-математический факультет МГУ, а потом пришел во ВГИК, в мастерскую Александра Довженко и Михаила Чиаурели).
Первая значительная работа Иоселиани - 50-минутная картина "Апрель" (1962 год), снимавшаяся как дипломная работа так – не совпадала с канонами соцреализма, что не была принята к защите. Иоселиани ушел из ВГИКа, ушел работать на завод, потом в матросы, потом снял документальный фильм "Чугун", рассказывавший об одном дне металлургического завода. Эта картина и стала его дипломом, который он защитил только в 1964 году.
В 1966 году поставил первый игровой фильм "Листопад", показанный на "Неделе критики" Каннского МКФ в 1968 году. Картину запретили сперва в Грузии, а затем и в Москве, потом фильм был разрешен для киноклубов. В Каннах лента получила приз Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) и была отмечена премией Жоржа Садуля Фонда культуры Франции за лучший дебют.
В 1970 году на студии "Грузия-фильм" завершил картину "Жил певчий дрозд". Главную роль в фильме сыграл документалист Гела Канделаки, а в роли дирижера выступил известный грузинский дирижер Джансуг Кахидзе. В 1976 году Иоселиани снял "Пастораль", получивший в 1982 году приз ФИПРЕССИ (программа "Форум") Берлинского кинофестиваля.
В начале 1980-х годов Иоселиани переехал во Францию, где снял несколько документальных лент, прежде чем получил возможность постановки игрового фильма. В 1984 году был закончен фильм "Фавориты луны", удостоенный на Венецианском кинофестивале специального приза жюри. Этой же премией были отмечены еще два фильма Иоселиани - "И стал свет" (1989 год), рассказывающий о жизненном укладе африканского племени, изменяющемся под натиском новых технологий, и "Разбойники. Глава VII" (1996 год), отмеченный также призом ФИПРЕССИ в Венеции и премией киноакадемии "Ника" "За лучшую режиссуру".
В 1992 году вышел фильм Иоселиани "Охота на бабочек", который получил множество призов, в том числе приз Андрея Тарковского на Московском международном кинофестивале и премию Берлинской академии искусств "За лучшее произведение искусства".
В 1999 году вышел фильм "Прощай, дом родной!" (в российском кинопрокате получивший название "Истина в вине"), в котором Иоселиани исполнил главную роль. Лента получила премию ФИПРЕССИ "Феликс критиков" за лучший европейский фильм. Картина "Утро понедельника", вышедшая в 2002 году, получила приз Берлинского кинофестиваля "Серебряный медведь" за лучшую режиссерскую работу, а также была отмечена наградой ФИПРЕССИ. В 2006 году состоялась премьера лирической комедии Иоселиани "Сады осенью", в которой режиссер сыграл также одну из ролей.
В 2011 году вышел новый фильм Иоселиани "Шантрапа", но мир ждет, что это далеко не последняя лента великого режиссера.
"Кинематограф, - объяснил Иоселиани «Вечерней Москве», взявшей у него интервью накануне юбилея, - занимательное занятие, и я старался и стараюсь снимать фильмы несерьезно, но с большой любовью, не думая о том, чтобы кому-то понравиться, или заработать денег. И еще я никогда не делаю фильмы для тех, кто по выходным ходит на Тишинский рынок вместо того, чтобы почитать книгу, или посмотреть выставку".