В эти дни почти незамеченным проходит событие, имеющее важнейшее значение для российской культуры – столетие «Черного квадрата» Малевича. Предшествовавшая ему живопись возникла под влиянием Европы, но он – один такой.
Про «Черный квадрат», как про Пушкина, можно сказать, что он – наше все, ибо супрематизм Казимира Малевича возник в России, и стал решающей вехой на пути рождения Русского авангарда, явления уникального, аналогов которому в истории мировой живописи нет. Малевич стал основателем супрематизма (поиск начал живописи в цвете и форме), и его самым преданным последователем – с приходом советской власти приветствовавшийся было сначала авангард, соответствующий слому всех прежних институтов жизни быстро сменился застывшим имперским стилем «социалистического реализма», не оставившего место поиску.
Черный квадрат впервые появился 3 и 5 декабря 1913 года на сцене – в театре, во время постановки оперы «Победа над Солнцем» Михаила Матюшина и Алексея Кручёных, он обозначал Солнце, вместо привычного красного круга. А потом отправился и на полотно, став предметов споров на долгие годы. Порой художник, сам не подозревая того, находит символ эпохи – так Малевичу удалось заглянуть в притягивающую бездну, воцарившуюся на долгие годы на его родине – все стало позволено, все засосал черный квадрат, воцарившись вместо Солнца, пустота обернулась искусственными смыслами.
В эти дни «Черный квадрат» вспоминают многие художники – и как ни странно, в связи с, казалось бы, несвязанными явлениями – песнями Pussy Riot и рискованными акциями Петра Павленского, прибившего свое причинное место на Красной площади. Казалось бы, что может быть общего – но оно есть: новый вид искусства, акционизм, возникший благодаря новейшим коммуникационным технологиям (художник, совершающий те или иные действия, из субъекта творчества становится объектом эмоционального воздействия на зрителя в считанные секунды), так же как и Черный квадрат, сносит привычные границы сознания, искусством становится то, что раньше им не было. Как и сто лет назад, художники заглядывают в бездну, провоцируют, и что-то провозвещают…