Аргументы Недели → Культура № 46(388) от 28.11.2013

Последнее танго интеллигента

, 17:28 , Писатель, критик, драматург

Довольно неожиданно для прокатчиков фильм режиссёра Александра Велединского «Географ глобус пропил», снятый по мотивам романа пермского писателя Алексея Иванова, устойчиво держится третью неделю на экранах и собирает довольного зрителя. Впрочем, чему удивляться? В зале ведь сидит тот самый 10-й «А», с которым так долго и так напрасно (или всё-таки не напрасно?) воевал доблестный учитель Виктор Служкин.

Неимущий, сильно пьющий, с печатью несчастья и отверженности на небритом лице, Служкин этот в первоклассном исполнении Константина Хабенского – настоящий герой-агент, работающий «под прикрытием». Алкоголем, прибаутками и внебрачными связями он скрывает свою нравственную чистоту и душевное благородство, в которые без этой маскировки просто бы никто не поверил. Заявившись в школу преподавать географию, Служкин остаётся добрым, внимательным и необычайно правдивым человеком – и тупая агрессивная масса 10-го «А» класса начинает смутно тревожиться.

Сильно ли изменились ученики со времён, скажем, картины «Доживём до понедельника», когда их вразумляли идеальные учителя в исполнении Тихонова и Печерниковой? Да, изменения колоссальные. Учащаяся масса в прямом и переносном смысле «потеряла форму». Непрочная, уже чисто игровая условность (одни встают в позу учителя, другие еле-еле выдерживают роль учеников) лишь слегка сдерживает атаку толпы на сам принцип обучения, воспитания, расщепления массы на индивидуальности. Перед нашим героем сидит, ощерившись, стая злобных или – в лучшем случае – равнодушных зверей, которых ничем не проймёшь и не приручишь, ни профессионализмом, ни строгостью, ни любовью – ничем вообще.

Служкин – интеллигент, загнанный временем в угол, да что там в угол, сваленный в мусорный бак. С усмешкой он рассуждает о том, что на свою зарплату учителя, перестав пить, курить и есть, сможет купить отечественную иномарку через 150 лет работы. Но перед толпой зверёнышей он гордо остаётся самим собой, честным и правдивым человеком. И это уникальное отсутствие лжи завораживает толпу. Сквозь «прикид» пьяницы, бабника и пофигиста просвечивает умное и порядочное лицо – и этот истинный свет всерьёз беспокоит массу. Он не нужен, непонятен, но крайне привлекателен.

Наш Географ в конце концов преподаёт группе своих учеников настоящий урок географии по принципу «хочешь убедиться, что земля поката – сядь на собственные ягодицы и катись». Он ведёт их в поход, где они сплавляются по быстрой реке на катамаране и видят сверхъестественной красоты панорамы Пермского края (оператор – В. Башта). Во всю силу вступает столь важная для автора романа А. Иванова тема Земли – заброшенной и властно требующей не разбойничьего, а религиозного к себе отношения. Служкин удерживается от того, чтобы взять как лёгкую добычу влюблённую в него ученицу, снова доказывая свою порядочность, задрапированную безобразным пьянством. Но уже расщеплённая на личности звериная масса мстит нашему Географу – смонтировав ролик, где он в «неподобающем для учителя виде», и, несомненно, самодовольно выставив этот ролик на YouTube. Ведь нынешние гадёныши не просто делают мерзости – они их гордо выставляют на всеобщее обозрение.

Лучший учитель, а точнее, человек, подобного которому они не встретят более никогда, уволен из школы. Тупыми и пустыми взглядами, в которых чуть теплится смутное чувство вины, провожает 10‑й «А» своего Географа, ведущего дочурку из детского сада домой. Дома Служкин будет читать ей Пушкина и не обращать внимания на вопли жены о том, что он – безнадёжный лузер.

Конечно, он лузер, но виноват ли наш герой в том, что полное отсутствие совести в этом времени – залог преуспеяния? И, если он устанет и выбьется из сил, оплёванный и обруганный, кто будет читать детям Пушкина, кто отправится в школу к звериной массе пробиваться к их неразвитым мозгам и зачаточным душам?

Да никто. Это, можно сказать, последнее танго интеллигента. Ему под сорок, он ещё хватанул какой-никакой культуры, а дальше всё, тишина… Или всё-таки «и свет во тьме светит, и тьма не объяла его»?

Александр Велединский (сериал «Закон», картины «Русское», «Живой») снял лёгкий, смешной, умный, обаятельный фильм вполне в современной манере, да только никакие технологии не вылезают и не настаивают на себе. Ему важно «что», а не «как». Превосходно исполнены все роли второго плана (особо отмечу Анну Уколову в роли бесшабашной Ветки, Агриппину Стеклову – завуча и Александра Робака в образе жлоба Будкина). А претензии клуба любителей А. Иванова к тому, что, дескать «в книге всё не так», выдают в них умственный уровень учеников того самого 10‑го «А» – решительно не понимающих, что такое «художественное кино». Главное дело, и понимать не собираются!

Самому автору романа фильм чрезвычайно понравился. Думаю, что именно «Географа» и следовало бы отправить в этом году на соискание «Оскара». Он рассказывает о России без подражания и прикрас, с той смесью юмора и печали, горечи и любви, которая безошибочно метит всё настоящее, художественно «русское».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram