Министерство культуры продолжает тревожить работников культуры странными идеями и непонятными назначениями. На днях исполняющим обязанности ректора Академии балета имени Вагановой (Санкт-Петербург) назначен Николай Цискаридзе.
Цискаридзе назначен не один, а в «пакете», напоминающем советские продуктовые наборы, когда вместе с ценными вещами (копчёная колбаса) выдавались продукты неясного назначения (маргарин).
Пакет таков: и.о. художественного руководителя Академии балета – Ульяна Лопаткина, и.о. ректора – Цискаридзе.
Кандидатуру Ульяны Лопаткиной можно признать почти идеальной. Выдающаяся балерина, она ещё и незаурядная личность: ответственная, строгая, вдумчивая, далёкая от суеты. Кроме того, Лопаткина подходит академии по уставу – а в нём предусмотрено, что руководящие посты могут занимать только выпускники академии.
Цискаридзе не выпускник академии, но и это бы не беда. И даже не беда, если артист, как поговаривают, принадлежит к числу тех, кого наш Бэтмен (Путин) с видимым изумлением в лице называет «эти люди» (само бытие которых ему непостижимо!). Не будем присоединяться к хору пошляков имени депутата Милонова, хотя… учебное заведение… несовершеннолетние… я как мать…
Беда в том, что злоязычный и крайне раздражительный человек с тяжёлым характером, не осложнённым любовью к коллегам по профессии, вряд ли может в принципе управлять каким бы то ни было учебным заведением. А публичное поведение Николая Цискаридзе показывает нам именно такую картину. Как ужасно он вёл себя в деле с нападением на Сергея Филина, что говорил. Очевидно, что талантливый артист слишком занят собой, чтобы отдавать жизнь ради воспитания других. Школа – не его место. Как писал Ленин о Сталине в письме к ЦК – грубость и нетерпимость, когда Сталин станет Генсеком, станут не свойствами характера, а источником всеобщих несчастий. Тут можно с вождём согласиться: как только человек оказывается начальником, его недостатки, выносимые в дружеском кругу, превращаются в кошмары подвластной ему жизни.
В связи с новым назначением (оно не окончательно, по уставу впереди у Академии Вагановой – выборы) у меня есть два вопроса.
Первый. Есть ли у правительства ещё какие-нибудь заботы, кроме трудоустройства Николая Цискаридзе?
Второй. Какая существует необходимость в том, чтобы в разгар учебного года менять руководство учебного заведения? Для такого поступка нужны серьёзные обоснования: крупные хищения, моральная катастрофа, уголовное дело. Ничего подобного в Академии балета не было.
А раз никакой доказанной необходимости смены руководства учебного заведения в разгар учебного года не было, ничто не мешает мне остаться в прежнем убеждении: деятельность нынешнего Министерства культуры НЕПОЛЕЗНА самой культуре. Министерство нервирует работников загадочными назначениями и реорганизациями, отрывает от дел, отнимает время.
Не помогает, а мешает.
Сразу после своего увольнения экс-ректор Академии русского балета Вера Дорофеева дала интервью газете «Известия».
— В чём вы видите причину вашего увольнения?
— Я настаиваю на том, что Гергиев хочет захватить здание, которое требуется Мариинскому театру для репетиций. Это главная цель всей перестановки. Естественно, со мной на эту тему было бесполезно разговаривать.
— На встрече с участием Валерия Гергиева и советника президента Владимира Толстого, которая состоялась две недели назад в администрации президента, заходила ли речь о смене руководства Вагановки?
— Всё было настолько обтекаемо, что можно было подумать, будто такой вопрос не рассматривается. А когда случилась моя отставка и пошли публикации, Гергиев заявил, что эту операцию провело Министерство культуры без его ведома. Я, конечно, не верю в такую версию. Помяните моё слово, через несколько месяцев случится захват здания академии.
— Неужели Вы всерьёз считаете, будто бы Гергиев может иметь отношение к назначению Николая Цискаридзе?
— Думаю, да. Даже не думаю, а точно знаю. Так и напишите.