Аргументы Недели. Петербург → Культура

Новое возвращение депозитария

, 10:43

Градостроительный совет Петербурга рассмотрел «Архитектурную концепцию регенерации и завершения ансамбля Российского этнографического музея и Государственного Русского музея» — именно так называется предложение построить в Михайловском саду новое фондохранилище с выставочным залом.

Идея строительства нового здания принадлежит директору Русского музея Владимиру Гусеву и директору Этнографического музея Владимиру Грусману. Они хотят создать Центр музейных коллекций РЭМ и ГРМ. В нем планируют не только разместить хранилище, но и оборудовать выставочные залы.

Сама идея не нова: в начале ХХ века архитектор Василий Свиньин, который перестроил Михайловский дворец под Русский музей и возвел здание Этнографического музея, выполнил проект депозитария — корпуса для особо ценных экспонатов. Работу мастера одобрили, и строители даже успели выкопать котлован и заготовить стройматериалы. Планы смешала Первая мировая война — стройку заморозили. Большевики строительство возобновлять не стали, а из гранита, предназначавшегося для депозитария, соорудили мемориал на Марсовом поле. Котлован после наводнения 1924 года превратился в пруд, потом его засыпали. Василий Свиньин в сердцах уничтожил проектную документацию, и восстановить его работу невозможно.

В мае 2013 года директора ГРМ и РЭМ вернулись к идее и, объединив усилия, заручились поддержкой Минкульта, а заодно договорились о финансировании.

Депозитарий, по словам Владимира Грусмана, позволит Русскому музею вывести библиотеку из-под крыши Михайловского дворца, перенести в новые помещения фонд графики, а у РЭМа появится возможность перевести в депозитарий свои фонды из подвалов. Часть наших фондохранилищ будет доступна для публики.

По замыслу музейных директоров, в депозитарии должен разместиться общий для двух музеев выставочный зал. Требование включить в депозитарий зал для выставок высказали и городские власти Петербурга.

«Архитектурная мастерская Мамошина» от директоров РЭМ и ГРМ получила заказ на разработку архитектурной концепции.

Спустя несколько месяцев бюро подготовило эскиз будущего проекта.

Михаил Мамошин лично представил на суд Градсовета два варианта. Первый предполагает строительство двух флигелей, которые фактически копируют Конюшенный корпус Михайловского дворца, расположенный к западу от его центрального фасада. Второй вариант от первого отличается тем, что копией Конюшенного корпуса является только западный флигель, а восточный напоминает Прачечный корпус Михайловского дворца, находившийся на Инженерной улице и разобранный Василием Свиньиным при строительстве Этнографического музея.

Члены Градсовета отнеслись к проектам благосклонно. Хотя не обошлось и без критики. Глава «Студии 44» Никита Явейн высказал мнение, согласно которому первоначальный замысел Василия Свиньина был ошибкой, так как спроектированный им павильон лишь отвлекал внимание от главного здания Михайловского дворца, а подопечные Мамошина эту ошибку в своем проекте усилили. Второй композиционный акцент в Михайловском саду, по словам господина Явейна, вносит диссонанс и ломает общее впечатление.

В свою очередь, заместитель председателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Кононов напомнил, что и Михайловский дворец, и Михайловский сад являются объектами культурного наследия, а новое строительство на территории памятников запрещено. По его словам, комитет Смольного по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) уже дал отрицательное заключение на данную концепцию. По мнению градозащитника, лучше построить депозитарий совсем на другой территории, на какой именно, он не уточнил.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram