Аргументы Недели → Культура

Камерные оркестры мира прописались в Омске

, 16:17 , журналист, обозреватель, продюсер

В Омске 20 октября концертом венгерского камерного оркестра Ференца Листа завершился I Международный фестиваль «Камерные оркестры мира», который открылся 15 октября. Четыре вечера зал Омской филармонии радушно принимал участников и гостей фестиваля.

В советское время это был зал Просвещения, в 2010 году за 10 месяцев был реконструирован английским мастером Николас Эдвардсом и превращен в лучший филармонический зал России с уникальной архитектурной акустикой. Звук в зале невероятно прозрачный, передающий тончайшую нюансировку, акустику зала можно подстраивать под специфику концертов. И, как отметил на пресс-конференции артистический директор фестиваля, народный артист СССР Юрий Башмет: «..благодаря этой волшебной акустике в Омске и появился первый в мире фестиваль камерных оркестров мира, который достоин такой сцены».

Первый фестиваль состоит из четырех концертов с участием Омского камерного оркестра, ансамбля «Солисты Тронхейма» (Норвегия), Камерного оркестра имени Ференца Листа (Венгрия) и ансамбля «Солисты Москвы».

Башметовский камерный оркестр открыл программу первого фестиваля вместе с Аленой Баевой. Этот концерт стал камертоном фестиваля «Просветленная ночь» Арнольда Шенберга для струнного секстета первое произведение будущего основоположника нововенской школы привлекшее к нему внимание как к композитору. Это романтическое полотно, впитавшее в себя романтику Вагнера, Листа, Малера. Романтическая тема продолжилась концертом для скрипки и струнного оркестра ре минор Феликса Мендельсона-Бартольди, где с «Солистами Москвы» солировала одна из лучших молодых скрипачек России Алена Баева, давно и плодотворно сотрудничающая с Башметом.

Все второе отделение концерта было посвящено Струнному квартету №14 ре минор «Смерть и девушка» Франца Шуберта в оркестровке Г.Малера. Романтика Шуберта здесь подернута трагическими нотками, и для оркестра чрезвычайно важно раскрыть дуализм замысла композитора, не впадая в смакование красивостей. Ансамблю Башмета это удалось в полной мере.

Концерт 17 октября норвежского камерного ансамбля «Солисты Тронхейма» произвел настоящий фурор. Услышать этот фантастически эмоциональный и профессиональный коллектив могли только жители Санкт-Петербурга за несколько дней до фестиваля в Омске. В Норвегии «Солисты Тронхейма» визитная карточка современного исполнительского искусств, являясь при этом самым оригинальным и необычным музыкальным коллективом в культурном пространстве Европы. Слушать и смотреть как молодые красивые юноши и девушки (солируют Рагхильд и Эльдбйорг Хемсинг) вместе с руководителем ансамбля виолончелистом Эйвиндом Гимсе поражают своей энергетикой, эмоциональностью и высочайшей техникой совместной игры доставляет божественное наслаждение. За последние три года «Солисты Тронхейма» несколько раз были увенчаны премией «Греми», а в 2011 в пятый раз ступили на красную дорожку «Стэплзцентра» Лос-Анджелеса наравне с крупнейшими музыкантами мира. И то, что камерные оркестры такого уровня стали участниками I Международного фестиваля подчеркивает его солидность и значимость. Приятно осознавать, что на фестивальной карте России появился еще один музыкальный солидный настоящий международный фестиваль.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram