Признаюсь в страшном: я не люблю Чайковского. Его мелодии цепляют во мне нечто такое, что надолго сбивает с привычного ритма. Они разбрызгивают крохотные капельки тревоги по всему организму так, что потом никаким пылесосом ее, эту тревогу, не вывести.
А надо ведь делом заниматься: идти в хронически недвижимое метро, платить за все дорожающие услуги ЖКХ, худеть, спорить о месте Навального в мировой политике, спотыкаться о свежеуложенную плитку, возмущаться решениями Госдумы, правительства, Кремля и собственного мужа, в конце концов.
Но где-то внутри каплями росы звенит «в вашем доме, в вашем доме…», и ноги поворачивают от метро к дому, в котором не дети-двоечники и родители-скандалисты, а мягкий диван и теплый плед, а глаза заволакивает слеза печали по одинокой судьбе депутата Мизулиной и безрадостной жизни кассирши в Сбербанке, проклинаемой старушками за отсутствие мелочи…
Впрочем, это все пустяки, а до моих взаимоотношений с Чайковским и вовсе никому нет дела.
Дело есть общественности до сексуальной ориентации Петра Ильича Чайковского, родившегося в 1840 году в маленьком Воткинске, что под нынешним Ижевском в тогдашней Вятской губернии и умершего от холеры в 1893 году в квартире своего брата на Малой Морской в Санкт-Петербурге.
И «слыхали ль вы» это не про «в долине глас ночной», а про то, что министерство дало режиссеру подозрительных взглядов Кириллу Серебренникову денег на фильм, понятное дело, о сексуально ненадежном композиторе. Три месяца общественность переживала: не то музыкой навеет народу подозрительный автор «Голой пионерки», которую, как Пастернака, мало кто видел.
Послушал Фонд кино глас народный, почитал трепетные речи депутата Мизулиной и детского омбудсмена Астахова, насмерть стоящих на страже моральных ценностей, без них практически невидимых обездоленным культурой населением, подумал, подумал, и решил, что не видит зрительского потенциала у фильма «Чайковский».
А потому, как организация хозяйственная, отказался давать деньги на уже чуть-чуть профинансированное предприятие.
«Из 240 миллионов (примерный бюджет фильма, скромный, надо признаться, для костюмного исторического фильма) Министерство Культуры дало фильму еще в июне месяце всего 30 миллионов (рублей, конечно). Мы рассчитывали на дофинансирование проекта Фондом Кино, и ... Денег на «Чайковского» не дали», - объявляет Серебренников через Фейсбук.
Режиссер, понятное дело, нашел выход: «Мы с продюсером Сабиной Еремеевой, - предупреждает он, - возвращаем эти 30 миллионов рублей нашему государству, жаждущему развлечений и кассовых блокбастеров. Мы будем искать деньги на фильм про главного национального композитора, про Петра Ильича Чайковского, за границей нашей Родины».
И ведь, страшно сказать, найдет деньги. И фильм сделает. И группа жаждущих скачает его из интернета пиратским образом и даже в закрытой ветке обсуждения в Живом Журнале переругается, попала ли актриса имярек в образ несчастной жены композитора, соответствует ли интерьер квартиры Модеста исторической правде, правильный ли оркестр выбрали продюсеры для исполнения Шестой симфонии.
Но узнают об этом единицы, что, впрочем, нормально: это скандал вполне профессиональный.
Но над Чайковским, который сидит на лавочке у Московской консерватории, так и будет висеть: Слыхали ль вы, что он был геем?
А музыка – что… ее слушать надо, да некогда, надо на выборы идти, а то где моя гражданская позиция?
PS. Да. Я только один спектакль Серебренникова видела - "Мещан" в МХТ. Мне понравилось, разве что актеров со сцены не слышно - только стариков. Ну, да мне неважно. Я сюжет знаю.