Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Петербург → Культура

Новый взгляд на Караваджо

, 11:47

В Государственном Эрмитаже с 28 июня выставлены полотна итальянских живописцев XVII века. Выставка под названием «От Гверчино до Караваджо. Сэр Денис Маон и итальянское искусство XVII века» будет гостить в Петербурге до 1 сентября.
Это, безусловно, событие хотя бы потому, что в Северную столицу привезли Караваджо, а в постоянной экспозиции Эрмитажа этот великий живописец представлен всего лишь одной картиной — «Лютнист». Причем портрет молодого музыканта, а художнику позировал Марио Миннити, его первая большая любовь, относится к ранним произведениям итальянского мастера. Как известно, картина существует в трех экземплярах — два остальных полотна находятся в «Метрополитен» и в английской усадьбе Бадминтон-хаус.
Авторская манера, которую искусствоведы называют «кьяроскуро», в «Лютнисте» (художник считал его чуть ли не лучшим своим полотном) присутствует. Однако настоящий бунт против маньеризма, реалистический протест против религиозной восторженности и академизма был гораздо сильнее представлен в многофигурных картинах Караваджо. Пожалуй, именно они стали предвестником неповторимого стиля итальянского мастера, вышедшего из самых низов, хорошо познавшего нищету и скитания. Да, подлинную славу ему принесли картины на библейские сюжеты, но первым откровением, очаровавшим публику тогда и завораживающим сейчас, стали такие произведения, как «Шулеры» и «Гадалка».
«Шулеры» находились в коллекции Дениса Маона и теперь являются всеобщим достоянием. История у этого полотна очень непростая. Денис Маон приобрел его на аукционе в 2006 году за 63000 долларов. Авторство «Шулеров» на момент продажи приписывалось одному из учеников Караваджо. После заключения сделки Маон провел экспертизу картины, которая показала, что автором ее является сам Караваджо. Стоимость полотна благодаря этому открытию возросла до 15 миллионов долларов.
Упорство и особое чутье всегда отличали Маона. Будучи наследником огромного банковского состояния, он начал собирать живопись еще в тридцатые годы, когда ему было чуть больше двадцати.
В основном Денис Маон изучал и собирал работы итальянских мастеров эпохи барокко XVII века: Караваджо Гвидо Рени, Людовико Карраччи, Луки Джордано и Доменичино.
В искусствоведческой среде он получил мировую известность благодаря своей уникальной способности находить ценные предметы искусства в самых неожиданных местах. При этом коллекционер почти никогда не нарушал своего личного правила не приобретать работы, стоимость которых превышает 3000 долларов.
Сэр Денис Маон умер в 2011 году в весьма почтенном возрасте — 100 лет. Всю свою коллекцию из 57 картин, в основном работ итальянских мастеров эпохи XVI–XVII веков, он завещал народу Великобритании. Стоимость коллекции сегодня оценивается в 150 миллионов долларов.
Увы, правила бесплатного доступа к картинам из коллекции Дениса Маона на Государственный Эрмитаж распространяться не будут, и петербуржцам придется заплатить за входной билет, однако эти деньги они потратят не зря.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram