Мир Достоевского в новом прочтении Бориса Эйфмана
14 мая 2013, 10:56 [ «Аргументы Недели. Петербург» ]
Известного хореографа Бориса Эйфмана давно привлекает литературное наследие Фёдора Достоевского, в котором он видит немало глубинных смыслов и философских проблем.
В 1995 году хореограф создал на основе одного из романов балет «Карамазовы», покоривший как российскую, так и зарубежную публику. Сейчас Эйфман вновь решил обратиться к известному сюжету и представил его новую трактовку в спектакле «По ту сторону греха».
Премьера балета состоялась в Петербурге в конце апреля.По словам Эйфмана, прошедшие годы несколько изменили его мировоззрение. Кроме того, у возглавляемого Эйфманом театра появились дополнительные возможности для раскрытия легендарного произведения Достоевского «Братья Карамазовы». Всё это отразилось в новом спектакле. По сравнению с прошлой работой, был усилен сюжет, изменена хореографическая пластика. Эйфман уверен, что новый балет полностью соответствует тенденциям сегодняшнего балетного театра.
При этом хореограф делает всё возможное для раскрытия главной темы в творчестве Фёдора Достоевского, а именно темы богоискательства. Эйфман наглядно показывает борьбу добра и зла внутри человека. В современном мире он усматривает много соблазнов и искушений, которые приходится преодолевать. Эйфман, вслед за Достоевским, ищет высшую мораль, способную помочь сохранить в себе человека.
Несмотря на серьёзные вопросы, постановка включает ряд зрелищных моментов. В спектакле встречаются даже трюки. В этом отношении найден верный баланс, который не нарушает общего настроения спектакля.
«Мы не старались шокировать публику какими-то аттракционами», - поясняет Борис Эйфман, - «Мы хотели погрузить публику в какой-то особый эмоциональный мир, мир Достоевского, в котором бог и дьявол борются за человека, а поле битвы — сердца людей».