20 апреля 70 лет исполнится одному из самых знаменитых отечественных джазменов, народному артисту России Анатолию КРОЛЛУ. 29 апреля, в Международный день джаза, в Доме музыки состоится концерт «Анатолий Кролл – 70! Международный день джаза на юбилее». В этот вечер поздравить Анатолия Кролла на сцену выйдут возглавляемый юбиляром «Академик-бэнд», Оркестр имени Олега Лундстрема, Лариса Долина, Юрий Антонов, Олег Митяев, Даниил Крамер, Валерий Гроховский, Сергей Жилин и другие известнейшие музыканты.
- Анатолий Ошерович, знаю, ваша жизнь очень насыщенна, что составляет её сегодня?
– Козьма Прутков писал: невозможно объять необъятное, но я не внял его словам, работаю в самых разных направлениях. Являюсь дирижёром, композитором, пианистом, педагогом. Очень много времени отдаю общественной работе, возглавляю джазовую комиссию Союза композиторов, провожу по всей России мастер-классы, семинары, выезжаю в некоторые города и делаю концертные программы с профессиональными коллективами. Можно сказать, в музыке нет ничего такого, чем бы я не занимался. В последние годы квинтэссенцией моей деятельности является продюсерская и просветительская работа.
– Где вы черпаете силы, как поддерживаете форму?
– Я и сам порой удивляюсь, как всё это удаётся. Честно говоря, не могу сказать, что у меня силы с избытком. Нервная система достаточно изношена, всё это удаётся осуществлять совсем не так просто. И переживать мне приходится много. Похвастаться тем, что повсеместно встречаю поддержку, мне предоставляют особые возможности, я не могу.
– Если оглянуться на 70 прожитых вами лет, какой период был самым сложным?
– Самым трудным было то время, когда я начинал. Впрочем, сейчас настало время ещё более сложное. Хотя уже нет запретов и политических барьеров, которые существовали во времена моей молодости; нельзя сказать, чтобы джазовая музыка была обласкана и получала какую-то серьёзную официальную поддержку. К ней относятся примерно так же, как к эстрадной музыке, которая самоокупаема и ни в какой поддержке не нуждается. Это не так, сегодня джазовая музыка по своей художественной ценности близка к академической, классической музыке, поэтому джазовую музыку надо поддерживать, помогать ей.
– А какой период самый счастливый?
– Когда всю жизнь занимаешься любимым делом, это, наверное, и есть счастье. Мне трудно выделить какое-то определённое время. Конечно, были времена, когда приходилось прибегать к каким-то хитростям, чтобы играть джаз. Делать совсем не то, что тебе хотелось, выполнять какие-то идеологические заказы.
– В вашем юбилейном концерте участвует и Юрий Антонов – человек очень сложный, со вспыльчивым характером, совсем недавно с ним был очередной скандал.
– Это оболочка, и в большей степени придуманная. Да, он человек принципиальный, очень воинственно может отстаивать свои позиции и убеждения, как в музыке, так и в обычной жизни. Но почти никто не знает о том, что по сути своей это очень добрый, сердечный человек. К тому же помимо творческих взаимных симпатий нас связывает очень доброе отношение к братьям меньшим. Юрий Антонов в этом смысле является рекордсменом: если у меня на даче живут около двадцати собак и кошек, то у него только кошек 45! Не верю, что злой человек так по-доброму может относиться к животным.
Что касается моего общения с Антоновым на протяжении нескольких десятков лет, то я не припомню ни одного момента, который мог бы бросить даже самую маленькую тень на его имя. Но сегодняшний мир только и ждёт возможности пообсуждать, посмаковать подробности жизни любой знаменитости, поэтому, когда возникает какой-то случай, газеты, телевидение, журналы сразу накидываются и иногда приклеивают человеку ярлык, которого он вообще не заслуживает.
– Также в концерте принимает участие Лариса Долина, которая широкой публике знакома как исполнительница попсы.
– Что касается джаза, то мера её таланта и мастерства настолько высока, что она может выходить на самые высокие уровни, она постоянно даёт концерты в Америке и Европе. Параллельно занимается и популярной музыкой, ничего страшного в этом я не вижу. Более того, в своё время это направление её выручило. Чем она могла спастись, когда её лишили возможности работать и жить в Москве, уволив из Росконцерта, поскольку она не являлась жительницей Москвы? Джазовой песней? В то время?! Это нонсенс. Только популярная песня помогла ей выжить.