РЕКВИЕМ ПО СОВЕТСКОЙ ЭПОХЕ
5 марта 2013, 21:18 [«Аргументы Недели», Дарья Филиппова ]
Альбер Камю считал, что самый удобный способ познакомиться с городом - узнать, как в нём работают, любят и умирают. Рассмотрев три эти ипостаси, Борис Орлов решил рассказать о жизни целой страны. Но запечатлённые мастером образы ушедшей эпохи исчезают под натиском времени, заставляя художника испытывать фантомные боли...
Третьяковская галерея на Крымском Валу предложила посетителям окунуться в прошлое. Представитель соц-арта Борис Орлов давно живёт в другой стране, но всё ещё вспоминает советскую эпоху, канувшую в Лету.
Часть его выставки «Фантомные боли» - это полотна с увеличенными чёрно-белыми снимками, которые тают под народными хохломскими узорами. Орнамент исполняет роль времени и поглощает всё безвозвратно. Под красными и чёрными элементами исчезают образы крестьян на пашне, пионера, советских спортсменок, маршала Жукова.
«Болезненность» произведений и обилие тёмных тонов, разбавленных кроваво-алыми узорами, создает давящее впечатление, но «искусство существует не для того, чтобы быть вкусным». Используя приёмы дадаизма, художник изображает свою главную навязчивую идею - боль. Она, как и тема времени, материализуется и в другой части выставки - «Опыты реставрации», которая состоит из настенных рельефов из дерева и эмали.
Свои произведения Орлов выставляет в США, Германии, Италии. Одна из его последних выставок прошла в Венском музее истории искусств. Родившись в военное время, художник и скульптор не хочет отпускать эпоху, в которой взрослел и рос, полагая, как и многие люди, что прошлое делало его намного счастливее, чем настоящее. У мастера ностальгия вызывает фантомные боли, но, как известно, избавиться от этого недуга можно лишь при желании выздороветь. Пациенту-художнику нужно признать: то, что болит - уже не существует. Однако, по-видимому, болеть ему нравится.
Выставка продлится до 23 июня 2013 года.