Чтобы «стереть случайные черты» и насладиться миром, нужно, как известно, увидеть мир сквозь душу художника. Владимир Любаров, чья персональная выставка проходит в филиале Театрального музея имени Бахрушина (Москва, Малая Ордынка, 9/12), предназначен для тех чудаков, что хотели бы насладиться Россией.
Разумеется, Любаров «из прежнего времени»: замечательный книжный график, он много лет был главным художником советского журнала «Химия и жизнь». В 90-х купил себе домик в деревне Перемилово (это возле города Переславль-Залесский) и с тех пор неутомимо ищет и творит свою Россию.
Таможенник Руссо, Нико Пиросмани, Ефим Честняков – да, эти художники вспоминаются, когда глядишь на любаровское «Перемилово». Картины Владимира Любарова – тоже вариация наивно-влюблённого взгляда на жизнь. Но в Любарове больше искушённости, юмора, культурной игры. Его линии остры, сюжеты насмешливы – на грани карикатуры. И всё-таки его «Перемилово» – то есть вечная русская провинция – это рай.
Влюблённость художника в жизнь так глубока, что он в счастливом удовольствии рисует даже содержимое буфета в Доме культуры своего «Перемилова». Печёные яблоки, бутерброды с красной икрой, сливовый мусс, молочный коктейль – всё удостаивается персональной картинки. Ведь в этих немудрёных вещицах тоже есть капелька одушевления, излучённая хотя бы той буфетчицей, которая это готовила… Любаров пишет так, будто в мире действительно разлита некая «Мировая душа», и он её чувствует. И живёт «Мировая душа» где хочет: и в венском стуле, и в стручках гороха, и в луковицах. Не говоря уж о людях – полномочных обладателях этой самой души.
Время застыло в посёлке на берегу реки, где обитают персонажи «Перемилово», хмельные мужички и крепкие бабоньки с ножками, как бутылочки, а также русалки и ангелы – такие же крепенькие, а бывает, что и хмельные. Никаких вам гаджетов и прочих бесовских козней нового времени! Любимые занятия «перемиловцев» – это танцы (в том числе и с русалками) и задумчивость вдвоём на лавочках. И ещё – футбол для мужичков, балет для дамочек. И конечно, хорошо посидеть по разным поводам.
Исторические кошмары войн и революций не прошли бесследно для «перемиловцев», как не миновали катаклизмы средневековой Европы персонажей живописи Босха и Брейгеля. Они низкорослые, красотой не блещут, да и глазки у них немножко страшненькие, пустоватые, а многочисленные острые зубки в осклабленных ртах как-то иногда напоминают крысиные. Но это только нюанс, поскольку всё «Перемилово» затоплено влюблённой душой художника, и страшное тут не страшно, а пустота заполнена радостью и весельем.
Эти простодушные провинциальные бабоньки и мужички – безмозглая плоть жизни. Это на неё во все века и во всех странах приходятся все удары и кошмары истории, а ей и защититься нечем. Это их, дурачков, мучили невероятными социальными экспериментами, тянули жилы разными «большими идеями». Что ж, посмотрите в глаза героям картины «Едоки вишен» и отвечайте перед своей совестью: какие тут могут быть идеи? Как они могут прижиться в звериной чистоте этих глаз?
Да, ума у «перемиловцев» негусто, но у них есть душа, а душа главнее. Дьявол души покупает, а не ум (он сам умный). Поэтому художник Любаров топит своё «Перемилово» в чуть-чуть насмешливой любви и нежно-лукавом умилении. А оказаться в этом раю может каждый: приехать летним днём на речку, расстелить коврик с нехитрыми закусками и глянуть на Божий мир промытыми от суеты глазами. Или посмотреть картинки художника Любарова…
У Владимира Любарова есть прочная известность среди московской интеллигенции, но как хотелось бы, чтобы эта известность стала настоящей громкой славой. И чтобы его Россией наслаждались миллионы поклонников.