Струящийся фарфор Татьяны Чапургиной
10 октября 2012, 15:02 [«Аргументы Недели. Москва», Елена Грищенко ]
Чуть печальная улыбка и слегка опущенный взгляд, в котором только угадывается рыжий задорный солнечный зайчик. Земная тяжесть глины, превращенная в воздушную легкость светящегося фарфора.
Это главный художник Императорского (бывшего Ломоносовского) фарфорового завода Татьяна Чапургина и ее работы, которые можно сейчас увидеть на выставке «Застывшая динамика» в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» в Москве.
Закончив петербургское художественно-промышленное училище имени Мухиной с дипломом художника по тканям, Чапургина со всей истовостью, свойственной настоящему мастеру, расписывала шелк, мечтая только об одном: «была бы у меня мастерская – не надо много – два метра шириной и сто метров длиной. И две двери – вход и выход. И чтоб кто-нибудь натягивал мне сто метров шелка. Чтоб утром вошел, а вечером вышел».
И так продолжалось очень долго, пока в 1999 году на выставке в Италии она не встретила художницу Императорского фарфорового завода Нелли Петрову.
***
Петрова, традиционно занимавшаяся подглазурной росписью, (когда фарфор сначала расписывают, а потом обжигают при температуре выше 1300 градусов Цельсия) к тому времени осваивала нетрадиционный для этой техники вид живописи – портрет. Кстати, именно она и ее портреты послужили началом возрождения традиции изготовления на заводе парадных сервизов.
***
Работы уникального мастера так понравились нашей героине, что ей, как всякому настоящему мастеру, захотелось попробовать сменить воздушный шелк на глянцевый фарфор – и ей разрешили.
Так художница по тканям попала на фарфоровый завод, а в арсенале живописцев мануфактуры появилась новая краска: традиционный контурный рисунок батика, хорошо известный Чапургиной, добавил объема традиционно-нежному фарфору.
Но поскольку настоящий художник останавливаться на достигнутом не может, вслед за вазами с шелковыми, страстными ирисами и меланхоличными лилиями, из-под рук художника стали выходить совсем сказочные, легкие Маленькие принцы, печальные Левши и говорящие рыбы.
А потом, так уж случилось, хрупкий фарфор и струистый шелк слились воедино, и Чапургина создала фарфоровое платье.
Статичный фарфор, крошечными мозаичными черепками пришитый на ткань стал пластичным, получил право двигаться и даже петь – платья, созданные художницей, не только струятся, они еще и щебечут тонкими-звонкими голосами бегущих по камням ручейков.
Платья эти уже украшали выставку Дягилевских балетов на Sotheby's. Чудо века двадцать первого, волей Чапургиной гармонично соединившие традиции древнекитайского искусства, византийской мозаики и египетских фресок, совершенно логично вписались в художественную культуру века Серебряного.
Художница живет дальше, последние два года она возглавляет единственную в мире художественную лабораторию при фарфоровой мануфактуре. А это значит, что российское искусство живо, оно не просто способно удивлять мир некоторыми своими произведениями, но и готово вести за собой мировую культуру. Главное – не пропустить. Заметить.
***
Императорский фарфоровый завод основан в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы. Первая фарфоровая мануфактура России и третья в Европе.
Именно здесь однокашник Ломоносова Дмитрий Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.
***
Выставка работ художников Императорского фарфорового завода второй год проходит в московском музее-заповеднике Царицыно. Организаторы обещают, что выставки эти будут традиционными. В прошлом году здесь была представлена экспозиция «Фарфор Нелли Петровой. Образы России»
Выставка главного художника Императорского фарфорового завода Татьяны Чапургиной «Застывшая динамика» в Большом дворце только открылась. Если сосредоточиться, до 25 ноября на нее можно успеть.