День рождения величайшего гения отмечает сегодня российская и мировая архитектурная общественность. 122 года назад в Москве родился величайший архитектор мирового значения Константин Степанович Мельников.
Мировое признание как «великий русский архитектор» современности Мельников получил еще в 30-е годы прошлого века, но сразу вслед за славой к нему пришли поношение и забвение - его уникальная творческая концепция в те же годы подверглась в СССР резкой критике за «формализм»; архитектор по сути был отлучён от профессии (последняя постройка по его проекту датирована 1936 годом.
По результатам опроса членов Российской академии архитектуры и строительных наук, проводившегося в 2001 году, Мельников занял первое место среди выдающихся отечественных архитекторов XX века и третье — в мировом списке. Он представляет собой, как всякий гений, уникальное явление, равного которому нет.
В школе юный гений ничем не выделялся, кроме живости, богатого воображения и умения рисовать. Учеба в иконописной мастерской у него не задалась – он скучал, и впоследствии, с помощью покровительствовавшего талантливому юноше выдающегося педагога и инженера В.М. Чаплина, поступил в Московское училище ваяния и живописи. После учебы мельников поступил в Архитектурно-планировочную мастерскую Строительного отдела Моссовета под руководством Щусева. Там началась его творческая деятельность, и после пары построек в классическом стиле он увлекается формотворчеством, исканиями нового слова в архитектуре.
При проектировании павильона «Махорка» для Всероссийской и кустарно-промышленной выставки 1923 года Мельников применил принципиально новый подход к художественному образу выставочного павильона, который был затем развит в принесшем ему мировую славу советском павильоне на Международной выставке декоративных и прикладных искусств в Париже 1925 года.
Художественные приемы архитектора не укладывались ни в какие школы и течения, вызывая восторг у одних, непонимание и отрицание у других. Мельников проектировал многочисленные клубы и другие общественные здания, а также жилые дома, крупные гаражи, во многом определив облик Москвы 1920-х. Причем здания его были не только красивы и необычны, но и удивительно функциональны, Мельников нашел множество технических и инженерных пространственных решений, используемых до сих пор.
Слава и работа для Мельникова быстро закончились уже в 30-е годы – его подвергли остракизму и он вынужден был долгие годы перебиваться преподаванием и случайными заработками. Однажды ему пришло приглашение на вручение одной из престижнейших архитектурных премий в Италии, а он в это время был вынужден сдавать бутылки, чтобы не умереть с голоду…
«Мельников, безусловно, гениальный архитектор, но ему при жизни, пожалуй, так никто об этом в глаза и не сказал. Многие не считали его гением, а у тех, кто подозревал об этом, как-то не поворачивался язык сказать такое. И только у открытой могилы я сказал, что мы прощаемся с гениальным архитектором, который так и умер, не услышав от нас этого», - сказал искусствовед, заслуженный архитектор РФ, академик С. О. Хан-Магомедов после смерти гения в полном забвении.