В Московской художественной галерее «Дом Нащокина» до конца сентября будут «гостить» знаменитые «бубновалетовцы», точнее, их работы. Около 80 произведений наших знаменитых соотечественников привезли из музея-заповедника «Абрамцево», Вологодской областной картинной галереи, Тульского музея изобразительных искусств, Рязанского областного художественного музея, частных коллекций.
Вновь собранные вместе, дополненные записями воспоминаний своих современников, они дают возможность ближе познакомиться с творчеством художников русского авангарда. Ощутить настойчивость их профессиональных исканий. Понять мотивацию возникновения в начале ХХ века различных направлений живописи и их взаимное влияние друг на друга.
Первая выставка «Бубнового валета», организованная в декабре 1910 г., можно сказать, шокировала почтенную публику. Не только название, но и картины, дискуссии самих художников вызвали у большинства посетителей «и смех, и слёзы», и протест. Неожиданная продуманная (!) упрощённость изображаемых объектов многим показалась уродливой, гротескной. Глаз, привыкший к определённым канонам в живописи, воспринимал увиденное как неэстетичное, чуждое самому понятию высокого искусства.
Тут очень к месту удачное дополнение экспозиции «Дома Нащокина» – выдержки из произведения «Полутораглазый стрелец». Это воспоминания современника и соратника «бубновых валетов», русского поэта, переводчика, исследователя футуризма – Бенедикта Лифшица. Он рассказывает, как Давид Бурлюк во время одной из дискуссий, «засучив рукава принялся низвергать кумиров. Рафаэль и Веласкес были объявлены мещанами духа. Академическому канону он противопоставил новый канон. Искусству Возрождения – искусство египетское и ассирийское». Он же убеждённо провозглашал, что «искусство – искажение действительности, а не копирование её. Современная живопись покоится на трёх принципах: дисгармонии, диссимметрии и дисконструкции».
Ретроспективный взгляд на творчество художников позволяет сейчас буквально осознать их тонкое «чутьё» действительности и мироощущение как предчувствие «грядущего». Реакция художественной жизни на происходящие и зарождающиеся в мире изменения проявилась в постоянной смене стилей, поиске новых систем живописи. С. Юрков, исследуя творчество «Бубнового валета», называет этот процесс «спасение искусством». И считает, что оно «возможно единственным образом – адаптацией хаоса культурой, прежде всего художественной». Новые системы живописи возникают естественным образом. И только потом следует их теоретическое обоснование. Миссия художников – предощущать.
Критика постоянно указывала на увлечённость «бубновалетовцев» лубочной культурой: пряники, этикетки, вывески
«с кренделями, сахарными головами и бутафорскими дынями». Да, тогда в художественном мире ощущалась такая потребность – спустить «живопись с небес на землю», приблизить её к жизни.
Написание неживых предметов (nature morte) в тот период занимало в творчестве художников ведущее место. В экспозиции «Дома Нащокина» представлены натюрморты П. Кончаловского, В. Рождественского, Р. Фалька, Н. Гончаровой, В. Эйгеса. Кстати, знакомство с этим замечательным, но долгое время пребывавшем в забвении художником, несомненно, доставит эстетическое удовольствие. Его «Московский двор» и «Новодевичий монастырь» привлекают внимание интересным ракурсом и добрым взглядом на дорогие сердцу места.
Директор «Дома Нащокина» Наталья Рюрикова напоминает, что художники «Бубнового валета» «восхищались Сезанном, Ван Гогом, но основа была – лучшие мастера эпохи Возрождения». Именно эта основа позволяет настоящим художникам, постоянно экспериментируя, сохранять самобытность и узнаваемость.
Выставка «Бубновый валет» позднее переродилась в творческое объединение художников с тем же названием. Основной «костяк» его составили П. Кончаловский, А. Лентулов, И. Машков, Р. Фальк, В. Рождественский. Талантливая пара – М. Ларионов и Н. Гончарова – образовали свою творческую группу
(с не менее вызывающим названием «Ослиный хвост».) Активными организаторами выставок были Д. Бурлюк и К. Малевич. Впоследствии Д. Бурлюк стал «отцом русского футуризма», а К. Малевич – «ликвидатором» живописи, основоположником супрематизма. Как известно, автор «Чёрного квадрата» утверждал, что в супрематизме «о живописи не может быть и речи, живопись давно изжита, и сам художник – предрассудок прошлого»…
Но в «Доме Нащокина» они все – ещё единомышленники в процессе поиска и развития своих творческих позиций.
Больше всего работ Петра Кончаловского. В творческом плане он, возможно, был наиболее плодовитым. И потому, образно говоря, на одного Лентулова в экспозиции «приходится» четыре Кончаловских. Но, конечно же, не в статистике дело, когда речь идёт об искусстве. Хотя в первом же зале «Портрет М.П. Лентуловой с розами», написанный Аристархом Лентуловым в 1913 году, «обрамляют» именно четыре картины Петра Кончаловского, написанные им в 1909 году: «Ирисы», «Парк», «Оливковая роща», «Сбор винограда».
Это был период увлечённости творчеством Сезанна, влияние которого испытали на себе все «бубновалетовцы». Их привлекали в художнике умелая работа с пространством и мощная энергия цвета, исходящая от его картин. Этого эффекта они пытались добиться, постоянно экспериментируя с цветом и его фактурой. Акцент на цвете как основном выразительном средстве стал своеобразным девизом «валетов».
На выставке довольно много работ Роберта Фалька. Среди них – «Берёзы», «Горный пейзаж», «Натюрморт со скрипкой». Каждый цветовой штрих тщательно продуман. Про Фалька рассказывали, что студенты ВХУТЕМАСа, где он преподавал, при его появлении шутливо шептали друг другу: «Цвет, цвет, цвет!» Есть в экспозиции выставки автопортрет Фалька. Есть и его портрет, выполненный художницей Потехиной, его первой женой. Два взгляда на одного человека – снаружи и изнутри! Очень разные.
Знакомство с чудесными яркими полотнами Аристарха Лентулова, которого друзья называли Ярило, продолжается великолепными пейзажами: «На пристани», «Парк», «Зелёный пейзаж. Ветер». В своём искусстве он был «озорным и затейливым». Говорят, что в годовщину Октябрьской революции Лентулов взял и выкрасил деревья на Театральной площади Москвы в «неистово фиолетовый» цвет! «Меня упрекают и за форму и за содержание моих работ, а ведь всю жизнь я писал только то, что видел, и только так, как видел…» Эти слова Лентулова может сказать «в оправдание» каждый художник.
В экспозиции галереи много живописных и графических зарисовок любимого художниками усадьбы Абрамцево. Среди них – вновь работы Петра Кончаловского. Но особое внимание на выставке привлекает его монументальное полотно «Купание Красной конницы».
Эта картина из коллекции Центрального музея Вооружённых сил. Экспонируется вне его стен всего лишь второй раз. Написана она П. Кончаловским в 1928 году. К тому времени «Бубновый валет» как творческое объединение уже завершил своё существование. Каждый из его участников пошёл своим путём. Но «бубновалетовский» дух в их творчестве сохранился надолго. Вот и появление картины «Купание Красной конницы» ввело в некоторое замешательство художественный совет. Монументальное полотно, выполненное в довольно реалистичной манере. Никаких сдвигов линий и плоскостей. Композиционно все-все элементы картины на своём месте. И название соответствует содержанию. А вместе с тем сколько озорства! Да, «Бубновый валет» – это был признак молодости, фантазии, игры и таланта.
Привлекательность искусства в его непредсказуемости. Брат Давида Бурлюка Владимир – активный участник всех творческих перипетий, высказал свой взгляд на развитие искусства. «История искусства – не последовательно развёртывающаяся лента, а многогранная призма, вращающаяся вокруг своей оси». И эта мысль имеет право на существование. Тогда, в начале ХХ столетия, «призма искусства» вращалась быстро, подставляя взгляду зрителей всё новые грани. Заставляла работать воображение и теребила душу. Как это происходило там и тогда, мы имеем возможность почувствовать здесь и сейчас – в залах художественной галереи «Дом Нащокина».