Аргументы Недели → Культура № 22(314) от 14.06.2012

Женщины между собой

, 19:19 , Писатель, критик, драматург

Приз «Кинотавра» за лучшую женскую роль получили актрисы Анна Михалкова и Яна Троянова за работу в новой картине Авдотьи Смирновой «Кококо». Это удивительно, поскольку абсолютно справедливо, от чего отечественные премии и награды нас давно отучили.

«Кококо» по сценарию А. Смирновой и А. Пармас – комедия характеров, своего рода художественно-химический эксперимент. Два противоположных женских характера сталкиваются между собой, получается бурная реакция, что-то клокочет и даже взрывается. Мужчины же участвуют в этих процессах разве что в качестве лёгких катализаторов.

Случай столкнул в ночном поезде тонко-душевную музейную работницу Лизу из Петербурга и Вику, разбитную бабу, директоршу ночного клуба из Екатеринбурга. Увели у них сумки, а там всё – паспорта, деньги. Вот и приютила в своём культурном питерском доме бойцовскую хохлушку Вику (Яна Троянова) нежная, печально полнеющая от недостатка женской жизни, интеллигентная курочка Лиза (Анна Михалкова).

Её душа тянется помогать людям, грустные ангельские глаза светятся кротким светом – Лиза одинока. Женское счастье в виде кривоногого лысого придурка мужа ушло от неё три года назад, детей нет. Вот и обрушивает она всю материнскую нежность на новую подругу. Вика моментально втягивает Лизу в развесёлую жизнь – энергия так и прёт из этой худой отчаянной бабы с её кошачьей живучестью и манерами в стиле «русский шансон».

Музей, где работает Лиза, – крошечный оплот либерализма, и она подписывает письма в защиту Ходорковского и признаётся, что смотрит только РЕН ТВ. «Там хотя бы Осокин…» – говорит она, рыдая пьяненькими слезами.

Голова её садовая забита интеллигентскими шаблонами прошлого и позапрошлого веков – что интеллигенция виновата перед народом, а его, народ, надо просвещать и учить. Она готова немедленно рассказать дремучей Вике всю историю человечества. «Пиши, пиши, – диктует она список стилей новой подруге, в которую уже почти влюблена, – классицизм, барокко, рококо…» «Кококо?» – изумлённо переспрашивает Вика. Смешное словечко и стало названием фильма – дескать, это всё про нас, про тех, о которых сказано, что «курица не птица, женщина не человек». Про кудахтанье на кухне за бутылочкой про мужичков, про женскую дружбу, которой не бывает, и про женские склоки, глупее которых не придумаешь.

Самоирония – отличная защита, однако лёгкий и забавный этот фильм очень даже неглуп. Да, сюжета в грубом мужском смысле слова в нём нет, а вот вещи тонкие, истинно художественные: атмосфера, настроение – есть в изобилии. И рассказ ведётся о вещах важных и насущных: о том, какой неизгладимый отпечаток кладёт на человека воспитание и образование, как непреодолима власть среды обитания.

Не в том печаль, что пущенная в дом дикая Вика мазнула мокрой тряпкой по драгоценному для Лизы эскизу Тышлера, тут же навела кучу таких же человекообразных гостей и мигом положила глаз на всех мужчин вокруг подруги. А в том, что своего убожества она не понимает, не осознаёт, в упор не видит. Да все кругом такие и ещё хуже, чего ей, родившей в 16 лет и кормящей теперь семью, себя стесняться? Эта женщина выросла под давлением жестокой бескультурной среды и будет всегда и всюду внедряться, хватать, проталкиваться и пихаться локтями. Это в нервах, в составе крови, в коре и подкорке мозга. Смышлёная, обаятельная, жизнерадостная Вика – всё-таки очень недалеко ушла от обезьяны. И, чтобы она ушла подальше, нескольких дней, проведённых в другой среде обитания, недостаточно. К нашему прискорбию, тут нужно по крайней мере несколько десятилетий.

Когда доведённая до белого каления наглостью подруги Лиза говорит ей обидные слова, та плачет горько и отчаянно, но именно как плакала бы больная, простуженная обезьяна. Её жаль. Но она обезьяна, и с этим ничего не поделаешь!

Но так ли безупречна наша Лиза? Да, её душевные движения куда более изящны, она может думать не только о себе, она бескорыстна. Но ведь она тоже под властью своей среды, под властью пошлейших интеллигентских штампов. Разные есть виды пошлости – есть в стиле «русский шансон», а есть в стиле «эхо москвы». Неужели невозможно жить вне этого, со свободной головой, понимая друг друга из-под груза своей биографии и давления среды?

Фильм ответов не даёт и ничем не заканчивается – просто обрывается на анекдотической ситуации, когда измученная Лиза пытается придушить Вику подушкой (не вышло). Можно было бы, конечно, развить заявленную «химию характеров» в более острой форме, но это бы, наверное, противоречило мироощущению авторов картины. Оно жизнелюбиво и доброжелательно, отчего диалоги в картине на редкость хороши и остроумны – на том спасибо.

Я думаю, что «Кококо» – это вообще название нового жанра в искусстве. Которое будет заниматься изучением взаимоотношений женщин друг с другом. Так и будут говорить – «фильм в стиле «кококо». Предвижу у этого жанра большое будущее.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram