С 1 по 11 июня, в Колонном зале Дома союзов состоится уже ставший традиционным Седьмой Фестиваль симфонических оркестров мира. Еженедельник «Аргументы недели» являются информационным партнером фестиваля. В преддверии одного из самых крупных музыкальных форумов России, на наши вопросы любезно согласилась ответить Директор Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров (АСКОР) Лолита Сильвиан.
- Лолита Анатольевна, по словам Советника президента России по вопросам культуры Юрия Лаптева "ключевое слово-эпиграф нынешнего форума – "дебют". Не страшно привозить первый раз в Россию оркестры, да еще с неизвестной программой?
- Привезти на первые два Фестиваля самые известные оркестры мира – это был продуманный ход. Нам было необходимо привлечь внимание общественности, публики к форуму, приуроченному ко дню России. Начиная с третьего года, мы потихоньку начали привозить малоизвестные, или известные только искушенной публике оркестры. Не скрою, что наша миссия, как бы это ни громко звучало - просветительская. Причем есть задача показать российскому зрителю не только новые коллективы, но и познакомить с творчеством композиторов разных стран. Говорить о каком-либо страхе по поводу новых коллективов несколько некорректно, ведь мы никогда не позволим себе привезти оркестр, не прослушав его с разной программой в записи или на концерте. И уже теперь, проведя шесть Фестивалей, я могу с гордостью сказать, что ни одного провального концерта у нас не было. Например, исполнение молодым и неизвестным оркестром Индии Девятой симфонии Бетховена было настоящим откровением. Я думаю, что большое значение имеет настрой артистов и дирижера, как их принимают, с какой заботой относятся к каждому музыканту. Ведя переговоры с коллективами, мы рассказываем о фестивале, его значении в культурной жизни страны, и оркестранты проникаются духом фестиваля и праздника. От подъема и настроения исполнителей зависит, как будет звучать оркестр, и это может сыграть решающую роль в их выступлении. Предстоящий, седьмой фестиваль – «терра инкогнито» для всех. Приезжают Национальный симфонический оркестр Кубы, Филармонический оркестр Боготы, Хьюстонский симфонический оркестр. Где еще зритель за одну неделю сможет послушать эти коллективы, да еще с такой интересной программой? Поскольку невероятно дорого привозить большие оркестры из Америки и Латинской Америки, крайне расточительно было бы не послушать их дважды. Оркестр Кубы на первом концерте исполняет музыку композиторов Латинской Америки, а на втором - Чайковского и Римского-Корсакова. Оркестр Боготы на втором концерте исполнит Симфонию №5 Густава Малера, тем самым заполнив пробел в биографии фестиваля, в программе которого раньше Малер не звучал. Мы не напрасно выбрали для исполнения этой симфонии маэстро Энрике Димекке, он является обладателем награды Малеровского общества за исполнение всех симфоний Малера и номинировался на Грэмми за исполнение пятичастной версии Первой симфонии Малера. Тот набор оркестров, который есть в этом году – стройный по замыслу и невероятно интересный. Куба сохранила традицию исполнительства, близкую к Советскому Союзу. Я имею ввиду лучшую в мире советскую школу симфонического искусства, на которую накладывается неукротимый кубинский темперамент. Я думаю, этот концерт будет открытием фестиваля.
- Фестиваль проходит седьмой раз, это уже достаточно солидный возраст для ежегодного форума. На Ваш взгляд, появилась своя фестивальная публика?
- Безусловно, своя публика появилась. И что интересно, некоторые зрители, которые ходят на концерты фестиваля каждый год, считают себя сопричастными к форуму, отслеживают программу, звонят, уточняют некоторые неточности. Это для нас несколько неожиданно и очень приятно. Не скрою, что фестивальная площадка – Колонный зал – достаточно сложное место, без своей публики, и приобретение пула зрителей очень сложный и долгий процесс.
- К юбилейному, пятому фестивалю, Алексей Рыбников написал симфонию. Можно зрителям ждать на десятилетие специально написанного произведения?
- Вы знаете, симфонию Анатолия Львовича Рыбникова, прекрасного композитора, ждет хорошая судьба, я в этом уверена. Эту премьеру помнят до сих пор. Это было ярчайшее впечатление, как публики, так и музыкантов, входящих в состав Объединенного оркестра. Я знаю, что многие из оркестрантов до сих пор общаются в интернете, дружат. Существует даже некий фанклуб симфонии и Объединенного оркестра. Эта музыка написана для инструментов симфонического оркестра, это очень важно. Никакой электроники, экзотики, она очень удобна для исполнения. Что касается юбилейного, десятого фестиваля, конечно, у нас уже есть задумки и идеи. Но что мы придумали, я пока не скажу.
- Собирать ежегодно Фестиваль такого масштаба невероятно тяжело. Расскажите, пожалуйста, с какими проблемами ежегодно сталкивается руководство АСКОР, и может быть, кто-то, уже зная фестиваль, идет навстречу и помогает в организации форума?
- Да, вы знаете, сложности есть всегда. Причем, после третьего фестиваля нам казалось, что вот теперь мы уже все знаем, и все можем предусмотреть. На следующий год оказалось, что не все можно предугадать и предусмотреть. Проблемы порой возникают там, где их не ждешь. Но наша команда старается сделать пребывание музыкантов на нашем фестивале наиболее комфортным. Сначала даже мои требования воспринимались некоторыми коллегами как прошлая обида оркестрового музыканта, познавшего лишения гастрольной жизни. Ведь предусмотреть все мелочи, максимальный комфорт стоит немалых усилий и денег. Но это обязательное условие для выступления оркестра с максимальной отдачей. Ведь оркестр состоит из людей, у каждого из которых есть определенное состояние души. И, если они понимают, что каждому из них создали наилучшие условия для пребывания и репетиций, то и играть они будут с полной отдачей. Сейчас, после проведения шести фестивалей, каждый из команды АСКОР понимает, как важна каждая мелочь для приглашенных музыкантов. Что касается помощи, во-первых, мы находимся под патронатом Администрации Президента, это всем известно. Юрий Константинович Лаптев вносит неоценимый вклад в создание каждого из фестивалей. За эти годы мы наработали партнеров, для которых наш форум стал не просто ежегодной акцией, средством заработка, а чем-то большим. Я точно знаю, что компании, которые работают с нами несколько лет, ждут наш фестиваль не только как интересную работу, но и как встречу партнеров-единомышленников. Компания, которая помогает нам с обслуживанием зала, настолько знает, что нам и оркестрантам необходимо, как будто это не наемные работники, а мы сами все делаем. То же самое я могу сказать о растаможке и доставке инструментов, мы даем им только исходные данные, а дальше они все делают сами. Я могу сказать эти слова практически обо всех наших давних партнерах. Есть люди, которым мы лично обязаны. Например, мы каждый год пишем письма в ГИБДД, МИД, Федеральную таможенную службу. И нам ни разу не отказали, мы очень им благодарны. Второй год правительство Москвы предоставляет нам социальную рекламу. Эта помощь неоценима, т.к. на бюджетные деньги невозможно разместить наружную рекламу в центре Москвы.
- На прошлом, шестом фестивале был потрясающий подарок публике – выступление детей МБФ Владимира Спивакова. В дальнейшем планируется творческий тандем стипендиатов Фонда и фестиваля, или это была разовая акция?
-Каждый раз, на каждом фестивале публика получает подарок, каждый раз это что-то новое, хорошо продуманное, логическое продолжение предыдущего. Раз мы делаем такой масштабный фестиваль, привозим первый раз в Россию лучшие оркестры мира, то когда-нибудь они должны были познакомиться с нашими самыми одаренными, талантливыми детьми. И я знаю, что некоторые из этих детей уже ездили на гастроли, выступали с нашими оркестрами. Да, мы все любим мыслить в масштабах мира, вселенной. Но я считаю, что даже если одного человека, который все свое детство, сознательную жизнь отдал занятиям музыкой, мы подведем к его мечте, это уже - очень много. Помните дирижера Михаила Татарникова, который репетировал премьерную симфонию Рыбникова с Объединенным оркестром? Он жил вместе с музыкантами, провел колоссальную работу, репетировал с каждым человеком из оркестра. Это был рабочий процесс, в котором шлифуется дирижерское мастерство, он прошел такую школу, которую не каждый дирижер может получить даже за несколько лет. Сейчас он главный дирижер Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Я не говорю, что это только из-за нашего фестиваля, у него немыслимая работоспособность, умение ладить с коллективом, владение инструментарием, оркестром. Знаете, мне нравится высказывание одного из мудрецов. По-моему оно звучит так: «Я не посодействовал ни одному восходу солнца, но присутствовал при нем». Я убеждена, если есть хоть малейшая возможность помочь, надо это обязательно сделать.
- Колонный зал Дома союзов, безусловно, одна из лучших площадок России. Тем не менее, нет ли в планах фестиваля, поменять или совместить выступления оркестров на разных площадках Москвы?
-Да, действительно планы есть, хотя бы просто потому, что раньше у нас было по пять концертов в фестивале, потом шесть, в этом году их восемь. Мы хотим проводить концерты, в том числе, и на других площадках Москвы и для того, что бы охватить большее количество публики. Хотим показать, что первоклассные концерты проходят не только в трех точках Москвы, но еще и в четвертой. Раньше мы не могли себе позволить проводить фестиваль в разных местах из-за желания создать узнаваемый бренд.
- Выступление какого оркестра запомнилось Вам больше всего?
- Знаете, я не могу сказать, что у меня есть один оркестр, который мне понравился больше других. Я помню каждый из концертов. Другое дело, что есть оркестры, которые меня удивили. Например, оркестр из Будапешта… как оркестровый музыкант, я просто не могла понять их способ воспроизведения музыки. Еще турецкий оркестр, оркестр Шведского радио. Недавно в Москву приезжал Чикагский оркестр. Я пошла на концерт с надеждой испытать культурный шок, я его не получила. Оркестр играл хорошо, профессионально, но не гениально. Он просто качественно отработал, но не выложился. Как я раньше говорила, многое зависит от настроения музыкантов. Настрой коллектива – некий протуберанец, ни одной секунды не стоит на месте. Наверное, самый непредсказуемый оркестр был Объединенный оркестр. Я до последнего момента не знала, как это будет. Во время исполнения Токкаты из симфонии Рыбникова я сидела и не могла поверить, что они настолько здорово играют. Этот оркестр - наше детище.
- На заключительном концерте Фестиваля публику ждет целая программа, посвященная 1150-летию российской государственности и юбилеям народной победы 1612 года и победе 1812 года. Расскажите, пожалуйста, что ждет зрителей на этом концерте?
- Все опять более чем логично. Юбилей победы 1812 года, тут ничего не надо было сочинять и придумывать. Идея сделать таким заключительный концерт принадлежит Юрию Константиновичу Лаптеву. Он невероятно образованный, интересующийся, умеющий применить свои умения и знания человек. И смотрите, название концерта «Музыка истории российской» складывается в аббревиатуру МИР. В программе концерта - гимновая музыка, которую практически никогда и нигде не услышишь. Например, кто может похвастаться знанием гимна Прокофьева? Кто, кроме музыковедов знает, что он существует? Я не устану повторять, что миссия нашего Фестиваля просветительская, нам не интересно повторение известного, и это очень важно. И пусть кому-то не нравится тот или иной концерт, не важно, ведь всегда ругают тех, кто первый. Но мы всегда счастливы, когда оркестр, приехавший первый раз в Россию на наш фестиваль, приезжает на другие форумы снова. Значит, наша работа не напрасна, и цель достигнута.