Государственный музей истории Санкт-Петербурга оказался в непростой ситуации. Несколько лет назад на территории Петропавловской крепости было найдено массовое захоронение, относящееся к 1917 – началу 1920-х годов. В этот исторический период здесь проходили расстрелы, поэтому найденный останки, скорее всего, связаны с жертвами так называемого «красного террора». Их требуется исследовать и захоронить надлежащим образом. Однако, с этим связано немало трудностей.
Проведение соответствующих раскопок невозможно без четких юридических оснований, определить которые крайне сложно. Отчасти данный вид деятельности соответствует археологическим раскопкам. Вместе с тем, они направлены на обнаружение музейных экспонатов. Кроме того, Устав Государственного музея истории Санкт-Петербурга не предусматривает проведение археологических работ. К деятельности поисковых отрядов, работающих исключительно на территории ведения боевых действий, раскопки в Петропавловской крепости также отнести нельзя. В данном случае важной составляющей исследования должна стать судебно-медицинская экспертиза, но и она невозможна без возбуждения уголовного дела, в чем музею отказывают за «отсутствием признаков преступления».
Выход из сложившегося тупика попытались найти в рамках специального совещания, которое провел вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи. «Мы имеем дело с уникальным случаем», - пояснил он, - «Складывается впечатление, что музей, столкнувшись с колоссальной проблемой – обнаружением исторического некрополя, остался с ней один на один. Я просмотрел всю переписку – она велась исключительно по инициативе музея. И часто музей получал отписки».
Как сообщает пресс-служба городской Администрации, Кичеджи пришел к выводу о необходимости повторного обращения в Следственный комитет при Прокуратуре РФ с ходатайством о возбуждении уголовного дела. После урегулирования всех юридических вопросов Киседжи обещал выделить средства для проведения раскопок: необходимая сумма должна быть представлена в форме госзадания. По окончании всех работ должна состояться торжественная церемония погребения останков.