Автор и ведущий программ на телеканале РЕН ТВ Игорь ПРОКОПЕНКО ответил на вопросы журналиста «АН» и рассказал о новых документально-публицистических проектах, журналистских расследованиях и НЛО.
- Сегодня бытует мнение, что телеэфир в нашей стране наполнен сценами жестокости и насилия, эротики и непознанного. Появится ли в обозримом будущем у зрителя потребность в нравственных и культурных проектах?
– Я как человек, который много лет занимается военной журналистикой и расследованиями, очень плохо отношусь к появлению на экране крови и насилия. В наших документальных фильмах вы никогда не увидите растерзанные трупы или кровь. Потому что я считаю это аморальным. Ведь телевизор, не спрашивая, входит в каждый дом. Более того, считаю, что нашей стране нужен закон, который бы регулировал показ этих ужасов на экране. Это имеет отношение и к эротике. Ведь не показывать обнажённую грудь до 23.00, ещё не значит бороться с эротикой на экране. В тех же новостных программах на разных каналах, к примеру, показывают едва ли не каждый день, как ловят проституток. А это и есть неприкрытая пропаганда эротики и низменных инстинктов. Если журналист пытается показать это уродливое лицо нашего общества, то не надо показывать этих несчастных полуодетых девчонок. Лучше найти и показать тех, кто за ними стоит. Но такая работа сложнее и опаснее.
– То есть это неправда, что на телевидении только спрос рождает предложение?
– Я в своей работе стараюсь делать не только то, что интересно мне, а что интересно в первую очередь телезрителю. Но это не значит, что нужно идти на поводу у зрителя. Зритель тоже разный. Многие считают, «зритель всё съест». Но это не так: люди устали – нам, телевидению, надо дотягивать себя до их новых интересов.
– Вы заместитель генерального директора телеканала РЕН ТВ по документально-публицистическим проектам. Что канал готов предложить зрителям в ближайшее время?
– РЕН ТВ анонсировал целую россыпь премьерных документальных проектов. Документальное кино достаточно разнообразное, но представляет собой единое целое. Каждый день в 18.00 у нас идут пятисерийные документальные циклы. Пять самостоятельных документальных фильмов, объединённых общей злободневной темой. Нам кажется, что эта концепция правильна. Мы её проверили в конце прошлого сезона. На сегодняшний день – это новое уникальное предложение для наших зрителей.
– Вы всегда называете свои проекты документальным кино, но сегодня этим жанром называют на нашем ТВ всё подряд, вплоть до развлекательных программ.
– К 2000-м годам стало ясно, что документальное кино может быть рейтинговым. Именно это время можно назвать самым трудным для авторского кино: его стало вытеснять коммерческое, которое делают по лекалу. К сожалению, вот такого материала на нашем телевидении 90%. Вот такое «кино» как раз и уничтожает настоящее авторское кино. А оно, по моему мнению, стоит на трёх китах: это опора на хронику, а не, как сейчас принято, реконструкцию событий, присутствие реальных героев и наличие исследуемого документа.
– Что можете ответить тем критикам, которые говорят, что Прокопенко, мол, в начале девяностых делал серьёзные расследования, а сейчас занимается какими-то НЛО и пришельцами?
– Могу ответить, что я нисколько не изменился. Изменилось наше телевидение, форма подачи материала и интерес зрителя. Сегодняшний зритель хочет знать больше о себе, о времени, о мире, в котором он живёт. И ему нужна информация, которой нет в учебниках. Ведь что такое НЛО? Это не «зелёные человечки». Это то необъяснимое, к разгадке которого учёные приближаются только сейчас. И то, что мы сейчас делаем, это новая форма научно-популярного кино. А те же самые НЛО и необъяснимые явления в данном случае являются лишь внешней формой оболочки. За последние три года мы о космосе узнали больше, чем за весь прошлый век. Настолько далеко шагнула наука. Мы сегодня напоминаем человека, который впервые посмотрел на свои руки через микроскоп и удивился многообразию жизни на них. В наши дни учёные всерьёз рассуждают о перемещениях во времени. Кажется фантастикой. Но сегодня – это уже реальность. До недавнего времени считалось, что атмосфера Марса на 95% состоит из углекислого газа. То есть совершенно непригодна для жизни. Но недавно учёные сделали сенсационное открытие: в атмосфере Красной планеты обнаружен метан – газ, который вырабатывают бактерии. Это значит, на Марсе условия, схожие с земными. Для выполнения этих задач на Марсе должны будут поселиться первые колонии. Это невероятно интересно. Возможно, что через 5–10 лет мои фильмы уже не будут восприниматься как фантастика, а будут считаться обычной публицистикой. Так что я не изменился. Перед вами всё тот же серьёзный журналист-документалист.
– Вы сами становились свидетелем НЛО или какого-то необъяснимого явления?
– Инопланетян не видел, а вот мутантов видел. Одного из последних мутантов, которого я наблюдал, видели все. Это произошло 20 октября 2011 года после зверского убийства Каддафи. Госсекретарь США Хиллари Клинтон задорно хохотала, тыкая пальцем в экран с кадрами растерзанного тела. Вот она мутант, и таких мутантов достаточно много сегодня среди нас.
– Работа кого из коллег по цеху вам сегодня импонирует?
– Наверное, не совсем корректно сегодня мне, действующему журналисту, кого-то хвалить или ругать. Конечно, у меня есть маяки в журналистике. Правда, они другого возраста, другой формации. Я, например, горжусь тем, что в своё время работал в программе Молчанова «До и после полуночи». Он для меня образец настоящего телевизионного журналиста и многолетний друг. Молчанов – человек блистательного таланта, интеллигентности и кристальной честности. Я с большим уважением и восхищением отношусь и к Владимиру Познеру.