Негуманная демократия: из актеров в домоуправы
23 декабря 2011, 18:40 [«Аргументы Недели», Елена Грищенко ]
Согласно старой байке в одном московском театре полвека шел детский спектакль про Аленький цветочек. Когда дедушка, помнивший премьеру, привел на любимую пьесу внука, в Бабе-Яге он узнал исполнительницу роли Аленушки.
В гуманном репертуарном театре актеры, старея, переходят из инженю в благородных старух, а потом и вовсе превращаются в привидения из очереди за зарплатой. Отнюдь не все, конечно. Но большинство. Зато молодых в труппу принять невозможно: штатные единицы освобождаются только естественным путем, что к счастью бывает гораздо реже, чем массовые выпуски театральных институтов.
Именно поэтому одним из ключевых факторов реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в РФ на период до 2020 года, принятой в июне 2011 года, станет возрождение существовавшей в советское время аттестации актеров, заявил журналистам в пятницу замминистра культуры Алексей Шалашов, подводя итоги заседания министерской коллегии.
"На сегодня, в соответствии с поручениями, которые были даны по результатам встречи театральных деятелей с руководством страны, мы вносим предложения по возрождению обязательных творческих аттестаций. Они уже существуют, сейчас просто нужно их обновить и внести дополнительно к сфере образования дополнительную аттестацию и переизбрание артистического персонала", - сказал Шалашов.
Шалашов объяснил журналистам, что одним из самых сложных аспектов реализации реформы является вопрос смены театральных поколений, обновлямость трупп.
"Она абсолютно объективная и связана часто не с профессиональной несостоятельностью актеров, а с ролевыми, репертуарными предпочтениями, сориентированными, в основном, на молодое и среднее поколение актеров. Часто актеры становятся невостребованными не потому, что они профессионально несостоятельны, а потому, что нет таких ролей", - отметил замминистра.
Идеальным решением проблемы была бы "миграция актеров, их востребованность в других сферах, разработка мер социальной защиты, то есть специальных пособий", возрождение актерских бирж.
Вместе с тем, подчеркивают в Минкультуры, молодые режиссеры должны иметь возможность набирать новых актеров, соответствующих их концепции труппы, и в том числе предоставлять им жилье.
По словам замминистра, сейчас российские театры не смогут полностью переключиться на контрактную систему.
"Это сложный, комплексный вопрос. Наверное, такой процесс будет идти, но реализовать его в одночасье невозможно", - подчеркнул Шалашов.