Казачья община Нью-Джерси (США) вернула в Краснодарский край последнюю партию реликвий Кубанского казачьего войска (ККВ), вывезенных из России почти сто лет надаз, сообщает в субботу пресс-служба администрации Кубани.
Уникальные регалии ККВ, в том числе грамоту императрицы Екатерины Второй и печать Черноморского войска были вывезены казаками за границу в начале прошлого века. В 2007 году, после длительных переговоров, потомки бежавших от советской власти казаков начали возвращать ценности в Россию. Теперь они хранятся в краснодарском музее имени Фелицына.
Большая часть реликвий вернулась на Кубань с апреля 2007 года по май 2008 года, всего на родину вернулось 273 предмета.
С последней партией в музей поступили штандарт шестого кубанского пластунского батальона черкеска и бешмет наместника на Северном Кавказе великого князя Михаила Романова, атаманская насека и пернач-шестопер, подлинные чехлы от знамен, фотоальбом первого екатеринодарского полка имени Захария Чепиги".
"Особняком в списке реликвий стоит столовое серебро с клеймами мариинского института и гвардейского дивизиона. На столовых приборах выгравированы чины и имена казаков императорского конвоя, пользовавшихся этими приборами более ста лет назад", - добавляет сообщение пресс-службы.
В начале прошлого века, опасаясь приближающихся большевиков, Кубанская рада постановила, что регалии необходимо вывезти за границу и хранить там до тех пор, пока большевизм не падет.
Вначале предметы и документы были отправлены в Новороссийск, затем - в Константинополь, а оттуда - в Грецию. Пятого апреля 1920 года их перевезли на поезде в Белград. Там запакованные в ящик казачьи регалии хранились в подвале одного из военных учреждений до ноября 1938 года. Затем мемориальные вещи и документы были переданы на хранение в белградский Югославянский военный музей.
После Великой Отечественной войны кубанские регалии были обнаружены в американской зоне оккупации в Мюнхене и возвращены атаману Кубанского войска капитану Науменко, перевезшему их в США. Там они были помещены для обозрения в музей в штате Нью-Джерси.
Возвращению регалий предшествовали длительные переговоры, обширная переписка и многочисленные публикации, убеждавшие общественность в необходимости возвращения реликвий на их историческую родину, тем более что условия хранения в музее США не соответствовали необходимым требованиям.