Аргументы Недели → Культура № 15(256) от 21.04.2011

Полета вольное упорство…

, 20:50

Премьера Большого театра Николая ЦИСКАРИДЗЕ называют уникальным танцовщиком с непростым характером. С другой стороны, с мягким характером, по признанию самого артиста, в балете ничего не добьешься. А так можно получать дивиденды. Николай Цискаридзе – популярный светский персонаж, ведущий программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура» и член жюри телевизионного шоу «Танцы со звездами». А недавно у Николая вышла книга «Полета вольное упорство…».

- Николай, известно, что у вас острый язычок и что вы не боитесь прямых оценок и острых высказываний. Вам это на руку или мешает?

Меня многие не любят за то, что мои оценки приклеиваются навсегда. Если я кому-то дал меткую характеристику, то это уже почти на всю жизнь. Я делаю это не специально, просто люблю пошутить.

Вот вы в пух и прах раскритиковали Натали Портман, которая сыграла балерину в фильме «Черный лебедь», назвав ее «черной уткой»…

– На мой взгляд, «Черный лебедь» – это очень плохой фильм с никудышним сценарием и ужасно сыгранной ролью. Натали Портман очень красивая женщина, просто в ней нельзя увидеть лебедя. Если бы она была артисткой балета, то смогла бы играть только в кордебалете. У балерины, исполняющей роль лебедя, должна быть красивая шея, длинные руки и длинные ноги, чем совершенно не обладает артистка Портман. К тому же она чудовищно двигается. Недавно в одном журнале я прочитал восторженные высказывания моих коллег по поводу этого фильма, и мне стало смешно.

– А ваша бывшая партнерша Анастасия Волочкова вписывается в балетный эталон женской красоты?

– Настя была фантастической красоткой! Я впервые ее увидел, когда ей было лет 15, и уже тогда она выделялась из серой массы. Спустя какое-то время (это было в январе 1996 года) я приехал в Мариинский театр. Шел балет «Раймонда». Я пришел туда, потому что все балетоманы говорили: «Ой, такая девочка появилась! Она будет танцевать подружку Раймонды. Обязательно посмотрите!» По правилам классического балета, сначала появляются фрейлины, потом друзья-подруги, а затем прима-балерина. И вот выходят эти подруги, а я думаю: «Господи, ну как их можно отличить одну от другой? Почему они все так кудахчут и говорят, что появилась какая-то новая звезда?!» После этого вышла Волочкова, которая танцевала главную роль. И все! Всей этой серой массе делать было нечего. Настя была настолько убийственно хороша и не похожа ни на кого, что в один миг затмила всех и вся. Тогда ей было 19–20 лет.

– Про Волочкову вы обычно говорите, что она имеет право на все. Это потому, что вы с ней дружите?

– Волочкова как равноправный член общества, как мы с вами, может себе позволить все что возможно. Просто каждый позволяет себе в меру своих понимания красоты, воспитания и т.д. Если вам не нравится то, что делает Волочкова, – просто переключите канал. Если я не люблю какую-то артистку – я не пойду смотреть трехчасовой спектакль только для того, чтобы потом прийти домой и написать в Интернете, какая это была гадость. Не могу сказать, что мы с Настей дружим. Просто какие-то моменты в нашей жизни прошли бок о бок. К Насте я отношусь с большой теплотой, как к истории моей жизни. И она, думаю, так же относится ко мне, потому что в разных ситуациях я был человеком, а не врагом.

– В вашей книге нет мемуаров. Вы не стали писать о себе от скромности или от лени?

– Я написал о людях, которые мне очень приятны. А о себе писать неинтересно. Ну что я буду вам рассказывать неправду? А правду не расскажу, так как она не очень красивая. Пусть лучше все думают, что балет – это прекрасное искусство. Мемуары пишут те, кто был около сцены. Мне не хочется уподобляться людям, которые пишут весь этот хлам. Я не хочу жить на уровне мосек, я с детства слон.

– Вопрос о том, когда вас назначат художественным руководителем Большого театра, вы шутливо переадресовали президенту страны. Значит ли это, что вы готовы к такой должности?

Готов, но только в Большом театре. На основании того, что я здесь вырос, полностью знаю, как устроена система театра, знаю каждого человека. Однако у меня нет стремления к власти. Недавно предлагали очень крупную должность в одном заведении, но я отказался. Мой Бог – это Аполлон, который стоит на колоннах Большого театра. Я частичка этого великого института и хочу ею остаться.

– Вы довольны своей карьерой или хотелось бы большего?

Мне было дано в 10 раз больше, чем я сделал. Но я жил в той стране и в той системе, когда больше сделать уже было невозможно. Поэтому  ни на что не жалуюсь. Я единственный московский артист, которому давали в Петербурге танцевать все, что бы я ни захотел. Единственный, кто совершал дорогу из Москвы в Петербург, а не обратно. Я танцевал в трех самых главных балетных коллективах мира: в Большом и Мариинском театрах, в Парижской Опере. А это – олимп карьеры для любого артиста балета. Но всему есть предел. Сейчас я все чаще задумываюсь о моменте, когда придется уйти со сцены. Сделаю  это резко, никого не предупреждая, с высоко поднятой головой. Скажу больше, я уже обозначил дату моего ухода, просто не хочу ее озвучивать.

Про свою личную жизнь вы никогда не рассказываете. Скажите хотя бы, ваше сердце сейчас занято или вы в поиске?

– Мое сердце всегда занято, но я всегда в поиске… одновременно. Ненавижу состояние влюбленности. Но всякий раз наступаю на одни и те же грабли. Завидую людям, которые не умеют влюбляться. Мне очень нравится фраза из Булгакова: «Они не заслужили света, они заслужили покой». 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram