Доблестный лейтенант Волков, десять лет наводивший порядок на «Улицах разбитых фонарей», то есть актер Михаил Трухин одним грустным декабрьским деньком прибыл в родной город Санкт-Петербург.
Трухин – счастливчик. Его вместе с К. Хабенским и М. Пореченковым несколько лет тому назад увез, так сказать, по дороге новой жизни Олег Палыч Табаков. Актер служит теперь в известном театре за приличное жалованье. Он спасся бегством от питерской нищеты и питерского бесславья – ведь подавляющее большинство питерских актеров (да и городская творческая интеллигенция в целом) живут в откровенной бедности.
Теперь Трухин может себе позволить редкий и сложный кайф – побыть гостем на родине.
Но кайф обламывается самым возмутительным образом. Оказывается, что по улицам Санкт-Петербурга гулять невозможно – город завален снегом, сверху нависают дикие сосульки, граждане еле ползают по тротуарам, от безнадежности иногда выходя на дорогу. Где их уже ждут, чтобы сбить намертво.
Гибнет стар и млад – двухлетняя девочка на санках, 89-летняя блокадница Ирина Ганелина, знаменитый на всю страну кардиолог. Михаил Трухин, пораженный открывшейся картиной, садится и пишет открытое письмо губернатору Петербурга Валентине Матвиенко. Он честно описывает увиденное и добавляет в сердцах, что губернатору, который допускает такое, надо бы добровольно уходить в отставку.
Письмо вызывает настоящую бурю среди пользователей Интернета. Трухина показывают и по местному ТВ. Тут актеру берется возражать Дмитрий Месхиев, режиссер, бизнесмен, председатель Союза кинематографистов Санкт-Петербурга. Он указывает лейтенанту Волкову на явное нарушение субординации. При чем тут губернатор, когда виноваты коммунальные службы, негодует режиссер.
Его понять можно. Трухин сидит себе в Москве да поигрывает в МХТ, а у Месхиева весь бизнес – в Петербурге. А без любовных отношений с городской администрацией и губернатором лично всякому бизнесу, а тем более на культуре – полный кирдык. Поэтому Д. Месхиев пламенно приветствует деятельность властей. К примеру, вместе с М. Боярским, Б. Эйфманом и Т. Булановой восторженно поддерживая идею возведения напротив Смольного собора 400-метровой башни «Газпрома».
Городские власти в начале декабря от этой идеи отказались – очень уж она возмущала граждан Петербурга. Но представители творческой интеллигенции, которые башню поддержали, в любом случае остались в выигрыше – всякий режим имеет способы поощрения своих защитников.
Жители города буквально ревут, одобряя поступок лейтенанта Волкова. Картина распада очень уж очевидна. Вот и Эдуард Хиль рассказывает СМИ, как он пытался дойти от Московского вокзала до улицы Рубинштейна (это 1 километр). Шел полтора часа и видел, как опавшими листьями на Невском проспекте валятся люди. Количество жертв каждый день растет, и, если случаи явных преступлений попадают в эфир, то сломанные ноги-руки никто уж давно не считает. А поставленный вопрос – виноват ли губернатор в безобразном положении Петербурга? – мало кто в городе считает вопросом. Но еще во времена Гоголя о деятельности губернатора судили по состоянию дорог и чистоте улиц. А как еще судить? По количеству дорогих иномарок у родственников правящей верхушки?
Мне лично поступок Волкова – Трухина очень нравится. Он бескорыстный и героический, то есть абсолютно дурацкий.
Потому что ситуация в Петербурге безнадежна. Говорю ответственно, поскольку эта ситуация мне, коренной петербурженке, прекрасно известна.
С 2003 года в городе не решена ни одна социальная проблема – да что там, она даже и не поставлена. Не исполнено ни одно предвыборное обещание – в частности, торжественное обещание упразднить уплотнительную застройку. Нарыто котлованов на миллиарды – но ничего пока что не построено. Наконец, элементарные системы жизнеобеспечения – и те еле действуют. Ну и что?
Да ничего.
Видите ли, обыкновенные люди совершают обыкновенные ошибки, а большие люди совершают большие ошибки. Но редко в них признаются.
А наши большие люди – практически никогда.
Но доблестные «менты» (Трухина поддержал и Сергей Селин – лейтенант Дукалис) все-таки молодцы!
Настоящие безумцы – заложники собственных образов.
Им поручили спасать Петербург в кино – и они так долго и самоотверженно боролись за него на экране, что перепутали кино с жизнью, и вознамерились спасти Санкт-Петербург в реале.
Что ж, как сказал в одном фильме персонаж Р. Плятта – «безумству храбрых поем мы…соответствующую песню».