Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура

Андрей Стемпковский: в "Обратном движении" текст следовало вообще убрать

, 18:13

Фильм "Обратное движение" является одним из самых успешных в российском кинематографе нынешнего года. Начав "большое плавание" на открытом российском фестивале "Кинотавр", он собирает приз за призом.

В ближайшие дни его покажут на Минском международном кинофестивале "Листопад". Данный фестиваль, обретший нового руководителя- Геннадия Давыдько, уже несколько дней шествует по белорусской столице. Он проводится ежегодно в ноябре по решению Совета Министров Республики Беларусь Министерством культуры, Минским горисполкомом, Национальной государственной телерадиокомпанией, республиканским унитарным предприятием "Национальная киностудия "Беларусьфильм", производственно-творческим республиканским унитарным предприятием "Белорусский видеоцентр", республиканским общественным объединением "Белорусский союз кинематографистов".  Правда, в нынешнем году фестиваль приготовил ряд неприятных сюрпризов- в частности, нет пресс-конференций привычного формата, а также некоторые работники пресс-центра фестиваля в просто-таки ультимативном порядке требуют от журналистов отчитываться по опубликованным материалам.

 Но как бы там ни было, журналист "Аргументов.ру" решил поговорить с Андреем Стемпковским, причем не только о данном фильме, но и по ряду других вопросов.

- Андрей, скажите пожалуйста, откуда такое название фильма? Откуда актеры?

-Прояснять историю с названием не нужно. Мне кажется, что это- вещь достаточно очевидная, по крайней мере для того, кто смотрел фильм.

 Что касается актеров, то для Владислава Абашина это- первая главная роль. Надеюсь, что она будет для него стартовой в большой карьере. Ольга Демидова- исполнительница роли матери, приходила на съемочную площадку достаточно вовремя и быстро. Дарья Грачева тоже раньше очень мало где, как я считаю, засветилась, но тем не менее очень надеюсь, что уже в недалеком будущем из нее получится просто прекрасная актриса. Думаю, что основных актеров, кто бы интересовал Ваших читателей, я назвал.

-Для тех, кто не знает, что это за фильм, расскажите пожалуйста...

-Сюжет фильма следующий.

Мать получает известие о том, что её единственный сын, служащий в горячей точке, пропал без вести. Сослуживец сына считает, что он погиб. Спустя какое-то время мать замечает бездомного мальчишку-гастарбайтера с покалеченной рукой, и берёт его в дом. Ее поступок в каком-то особом смысле определяет судьбу сына.

-Довольно у многих людей, посмотревших фильм, возникает вопрос относительно ритма фильма, относительно нечеткости текста. Проясните его, пожалуйста.

-Я просто считаю, что текст в данном конкретном фильме был вообще не обязательным. Можно было его вообще убрать. Можно было снять вообще без речи, хотя нельзя сказать, что я этой речи боюсь. Ведь, убежден я, очень важно, когда успех фильма достигается при помощи не литературных подборок, а кинематографических.

-Как Вы оцениваете эмоциональную составляющую созданного фильма?

-Подчеркнутая незрелищность- даже в сцене с выстрелами мы видим только их последствия. Хотя кто его знает- то, что мы снизили градус актерской игры- хорошо ли для зрителя. Но для актеров это было явно легко. Ведь как хорошо, когда ты на съемочную площадку приходишь и текст совсем не учишь!

-Как Вы можете объяснить присутствие в фильме неясности мотивировок- что важно, а что не важно?

-Язык к экрану не подвесишь.

-Почему же Вы исповедуете концепцию аскетизма?

-Что касается фильма "Обратное движение", то применение данной концепции было нашим намеренным приемом. Что касается за пределами фильма- то тут уже ответить мне будет куда сложнее.

 Хотелось бы также еще сказать, что отношения, показанные фильмом, строятся не всегда в традиционном ключе. И нетрадиционность нам и хотелось показать.

-Но тем не менее на многих данный фильм оказывает впечатление как настроенческий. В связи с этим хотелось бы спросить- почему же провинциальные гангстеры носятся за мальчиком?

-Ответить могу только одно: плохо, что я эту сцену не выкинул из окончательного варианта фильма?

-Каким образом Вы добились своей эстетики в фильме?

-Просто всему есть свой колорит.

-Андрей, Вас очень многие знают как известного фотографа, но тем не менее, изобразительный вариант чрезвычайно скуп?

-На этот вопрос Вы уже ответили сами в одном из своих предыдущих вопросов- потому, что мне близка концепция аскетизма. Кроме того, хотелось бы еще сказать, что довольно многие меня воспринимают как уличного фотографа. Отсюда, может быть, то мое качество, что когда я читаю материал, сначала я его всё-таки вижу. Даже когда есть еще только рисунки на бумаге- уже чувствуешь, каким именно получится фильм.

-Как Вы нашли рисунок фильма- голос, интонацию, решительность?

-Дарья Грачева очень много меня слушала и всё, что я говорил. У неё, если можно так выразиться, "в крови" ощущение мужчины на экране.

-Даша на экране очень много курит. Почему?

Не потому, что надо ничего не делать, а потому, что пугает весьма определенного человека.

-Были ли проблемы с изображением в кадре Владимира Путина?

-Нет, никаких проблем не было, и более того, не было здесь даже никаких историй.

-Как Ваша картина попала в Канны?

-Там мы просто представляли его в русской программе.

-Есть ли какие-либо планы насчет продвижения фильма за рубежом?

-Надеемся и на фестивальные, и на исключительно зрительские показы. Но вообще мы очень надеемся, что за рубежом наша картина придется, что называется, ко двору.

-Скажите, с Вашей точки зрения, вообще сейчас деньги на кино доставать тяжело?

-Довольно-таки сложно. Я со своей картиной "Обратное движение" пытался запуститься довольно много раз. Изначально, можно так сказать, это была вообще не моя история. Ничего особенного вообще, что бы предвосхитило эти съемки, со мной вообще не произошло. Но так сложилось, что съемки происходили на определенной студии, и звезды сошлись, что снимать пришлось мне.

-Какие у Вас творческие планы на ближайшую перспективу?

-Пишу сценарий авторского фильма, сценарий не традиционный. О конкретике говорить не буду, но идея есть, и неплохая.

-Что Вы можете сказать насчет перспектив артхаусного кино на постсоветском пространстве?

-Никуда мы от этого кино не денемся. И я не знаю- плохо, хорошо или трудно это для зрителя.

-Каковы Ваши впечатления от кинофестивалей нынешнего года, где Вы присутствовали?

-Довольно-таки хорошие. Очень рад, что пообщался со старыми знакомыми. Кого-то я знаю давно, кого-то недавно, но, еще раз повторю, что очень рад, что со всеми пообщался.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram