На экраны вышла картина «Алиса в стране чудес» знаменитого режиссера Тима Бертона. Возможно, это не худший фильм всех времен и народов. Но это худший фильм Тима Бертона.
Я давно заметила: когда проваливается талантливый человек, он делает это каким-то особо жутким образом. Он проваливается не на средний уровень ремесленника, а куда глубже, как Алиса сквозь таинственную нору. В то ужасное место, где вообще не светит солнце Божьего дара.
Какой мертвый, скучный, унылый, тусклый фильм! А ведь Тим Бертон снял не одну-две великолепные картины, а больше десятка. Крупнее того таланта, что выдали в лавочке Бертону, и не бывает. Это особый дар - уметь рассказывать гротескные фантастические сказки, изобретать собственный причудливый мир. «Битлджус», «Эдвард Руки-Ножницы», «Бэтмен» (первые две серии самые прекрасные), «Эд Вуд», «Марс атакует!», «Кошмар перед Рождеством», «Сонная лощина», «Труп невесты», «Крупная рыба»... Заслуги Бертона перед миром бесспорны. За сумасшедшее воображение и беспощадную иронию его обожали европейские интеллектуалы и продвинутая русская молодежь. А более остроумного фильма, чем «Марс атакует!», в свое время наглухо закрывшего тему инопланетного вторжения, где блистало штук двадцать первостатейных голливудских звезд, я не видела вообще.
И вот сижу в кинотеатре в треклятых очках 3D, глаза болят, на сердце тоска. Формат 3D, который нынче подается как великое изобретение, полвека назад именовался «стереоскопический эффект» и демонстрировался во всех крупных городах Союза. Да я лично в «Стереокино» на Невском смотрела «Майскую ночь» в 1969 году. Стереоскопия считалась скромным фокусом для детей младшего школьного возраста, неуместным во взрослом кинематографе. Тогда в кино еще умели ставить свет и создавать иллюзию объема художественными средствами... Все интересные новинки кинопроката можно найти в интернете!
В тоске думаю: если Бертон просто провалился, ладно, бывает. А если тут беда покрупнее? Может быть, талант режиссера вообще больше не определяет кинопроцесс? А рулят им идеологи-маркетологи, которые высчитывают, что именно должно иметь успех у зрителя.
Еще лет десять назад эти идеологи-маркетологи что-то помнили про искусство кино, Орсона Уэллса и Федерико Феллини. А нынче им лет по двадцать пять-тридцать, они выросли на компьютерных играх, механизм эмоционального сопереживания у них отключен в принципе и их единственная цель - превращать деньги в деньги. Для этих циничных хладнокровных ублюдков и 50-летний Тим Бертон - всего лишь забавный старикан, который пару раз сумел «взять кассу».
Идеологи-маркетологи знают, что в зрительном зале сидят девицы без мозгов и с поп-корном, которые хотят смотреть кино только про себя. В числе жизненных приоритетов этих девиц собственный бизнес давно преобладает над удачным замужеством.
Поэтому девочка Алиса в фильме превратилась в 19-летнюю дылду с порочным, сонно-злобным кукольным личиком. В ней нет ничего трогательного, чистого, светлого. Главный итог ее путешествия - набрать силы в «стране чудес», чтобы в реале вместо брака с глупым юным лордом предложить его папаше совместный бизнес в Китае. И эту будущую акулу капитализма так ждали в стране чудес как спасительницу? Может быть, это фильм-метафора про юность Кондолизы Райс?
Конечно, Америке выгодно воспитывать из своих девочек цепных собак империализма. Для такой великой цели вполне нормально бросить в топку и талант Тима Бертона, и одну из самых остроумных книг в истории человечества. Нам объясняют, что это «не та Алиса», это вариация на тему - дескать, Алиса Кэрролла выросла и снова попала в Страну Чудес, это новая Алиса и новые ее приключения.
А за каким чертом, спрашивается, нам «не та» Алиса? У нас и без того все «не то». Мясо не мясо, лекарства не лекарства, выборы не выборы. Пусть тогда новую героиню и зовут иначе - Дженнифер или Хилари. Но идеологам-маркетологам обязательно нужно использовать раскрученный бренд «той» Алисы. Та не та - имя звонкое, терпилы пойдут даже для того, чтобы посмотреть, насколько эта Алиса - «не та»!
Книга Льюиса Кэрролла в пересказе Бориса Заходера давно стала русской любимицей. Поэтому слушать в новой «Алисе» жалкие потуги русского переводчика на каламбур сродни пытке - «вострый меч», «бравный воин», «все чудливее». Но беспомощность этого перевода совпадает с эстетикой самого фильма, в котором стереоскопический эффект подменил настоящее творчество.
Мир «страны чудес» не построен, не наполнен обаянием и юмором - он распался на картинки и трюки. Живых актеров - Джонни Деппа (Шляпник), Хелену Бонем Картер (Красная Королева) и Энн Хэтуэй (Белая королева), дико раскрашенных, можно было бы без всякого ущерба заменить анимацией. Они ничего не излучают и не вызывают никаких эмоций. Депп попробовал было развить тему Мастера-демона, но пространства для развития в мельтешении новой «Алисы» нет никакого. Белая королева - очевидно, такая же необаятельная гадина, как и Красная, так что смысл генерального сражения Алисы с Бармаглотом неясен. Чудесный абсурд Кэрролла, издевающийся над штампами и стереотипами сознания и языка, превращен во второсортное фэнтези. Со смазанным сюжетом и смутными героями. К анимационным удачам можно отнести только неплохо сделанного Чеширского Кота, но и этот персонаж начисто утратил обаяние оригинала как характер.
Как же нам спасти режиссера Бертона? Как убедить его плюнуть на идеологов-маркетологов и бежать из мертвого Голливуда куда-нибудь на маленькие бюджеты, на полную свободу творчества? Вернуться в молодость, когда он был близок к гениальности, снимая на копейки дивные вещи!
Ведь для создания художественного фильма вовсе не нужны миллионы долларов. Миллионы нужны только для того, чтобы забрать у публики еще больше миллионов. В этом страшном механическом процессе, где мы, зрители, превращены в автоматы (у нас нажали кнопочку - получили из нас денежку), все меньше места таланту, вдохновению, искренности, оригинальности...
Всему тому, ради чего существует искусство кино! Которому, видимо, предстоит умереть, а потом родиться заново.