Аргументы Недели → Культура № 8(198) от 04.03.2010

«Цветам» сорок лет, но это не гербарий

, 20:17

Группа «Цветы» под управлением Стаса НАМИНА - эпохальное явление в советской рок-музыке. На днях «наминцы» дают концерт, посвященный сорокалетию создания группы. К юбилею группы Стас Намин дает интервью Юрию Валову.

- Стас, давай начнем с самого начала. Какая музыка окружала тебя в детстве?

- Мой папа был военным летчиком, и я с ним мотался по гарнизонам. Все детство так и прошло - то Мурманск, то Белоруссия... У отца был бобинный магнитофон. Он слушал разную музыку, любил Окуджаву, Галича и рок-н-ролл. У него имелись записи Элвиса Пресли, Чака Бэрри. Даже сейчас, когда слушаю в машине ретрорадио, иногда вдруг какая-то старинная рок-н-ролльная песня вызовет ассоциации, и я вспоминаю картинки из той жизни, запах того времени.

Еще до суворовского училища я уже начинал с моим двоюродным братом Аликом и дружком Гришей Орджоникидзе слушать музыку, доставать диски, что-то там переписывать на магнитофон. А потом в суворовском училище - это уже был шестьдесят третий или шестьдесят четвертый год - мы создали ансамбль. Толя Хлебников играл на бас-гитаре, Слава Веселовский на барабанах и я на гитаре. Мы играли какие-то идиотские, но заводные рифы. Постепенно стали слушать Битлов, потом Роллингов...

- Вы где-то выступали этим составом?

- Только на суворовских вечерах. Мы еще тогда маленькие были и назывались «Чародеи».

- А я думал, что первой была группа с серьезным по тем временам названием «Политбюро».

- Это уже позже, в 67-м.

- Какие группы ты первыми увидел живьем?

- Сначала бит-группу «Сокол». У них уже был громкий звук, усилители УМ-50, кинаповские колонки. Кроме английских хитов они исполняли несколько собственных песен на русском языке. Я слушал как завороженный. В то время на русском рок никто не пел.

Чуть позже, в 67-м, увидел «Скифов», где Дюжиков просто убил всех своей игрой. Одно дело на записи слушать, а тут человек живьем играл круче самых лучших западных гитаристов. Да чего я тебе рассказываю - ты же один из тех самых «Скифов». И звучало у вас так, как ни у кого в то время не звучало.

- Ну, спасибо! А какая электрогитара у тебя была первой?

- Красная, чешская, кажется, «Иолана»...

- А ты знаешь, что у Джорджа Харрисона первая электрогитара тоже была чешская?

- Да не может быть! У «Битлз» - и чешская гитара?

- Да, чешская, и называлась Futurama. Стас, а как ты относился к советской эстрадной песне?

- Я лично не воспринимал советскую песню. Для меня это был сплошной шум. Ни одной песни отдельно я не воспринимал. Это была какая-то субкультура. Мне было непонятно, о чем они поют и для чего они это делают. Как ужасные обои, на которые стараешься не обращать внимания, так как их замызганный вид уже достал вконец... Музыкой мы это все не считали.

- А бардовская, студенческая, дворовая песня? То, что пели на кухнях, во дворах и в электричках?

- Все это для меня не существовало.

- А как же Окуджава?

- Окуджава - это совсем другое. Что-то родное и теплое, романтическо-философская веха, проникнутая любовью. Для меня Окуджава не бард. Я с ним познакомился, когда был еще молодым. А потом и подружился и даже написал свой рок-н-рольный вариант музыки к его песне «Возьмемся за руки, друзья». Этот вариант я ему показал, и ему понравилось. Я пообещал ему сделать этот вариант с «Цветами», но как-то все руки не доходили. На нашем юбилейном концерте будет премьера этой песни, а летом мы ее запишем.

- Как родители относились к твоим рок-н-ролльно-волосатым увлечениям и амбициям?

- Нормально. Папаша вообще был парень бравый. Слушал рок-н-ролл и запрещенных поэтов и носился на сверхзвуковых самолетах. С советской идеологией у него не складывалось. А мама - классический музыкант. Она любила разную музыку, и «Битлз» в том числе.

- За 40 лет через «Цветы» прошли более полусотни музыкантов. Некоторые из них впоследствии стали звездами российского шоу-бизнеса. Кого бы ты включил в гипотетический золотой состав «Цветов»?

- Я бы назвал наш сегодняшний состав, который сложился много лет назад и потом почти не менялся. За первые 15 лет у нас поменялось около 50 музыкантов. Среди них были очень талантливые люди. Но, проработав несколько лет, они начинали собственную карьеру. Уже 10 лет как наш состав практически не меняется, и планы на карьеру «Цветов» у нас общие.

- Ну да, все устаканилось, шестеренки притерлись, и механизм работает четко и без сбоев...

- Да, и это одни из самых сильных музыкантов на сегодняшний день. Я уверен, что наш юбилейный концерт 6 марта будет тому подтверждением.

- Телевидение на этом концерте будет?

- Да, будет снимать Первый канал. Они умеют это делать лучше всех.

- Если бы в начале 70-х не надо было идти на компромиссы, «играй и записывай что хочешь»... Какую бы музыку играли «Цветы»?

- Действительно, все, что мы записали в 70-е годы, - ярко выраженный компромисс. И по стилю, и по исполнению, и по репертуару. Но иначе записывать тогда было невозможно. Ну а если бы... Это, наверно, была бы музыка более свободная и эмоциональная. Более выраженная ритмически и более гитарная. В духе Битлов, Роллингов и Джимми Хендрикса. Тот самый рок, который был тогда популярен во всем мире. Который мы любили. Но и то, что мы записали тогда, хоть и являлось компромиссом, но не пошлым, не халтурным. Достойные песни и хорошая музыка, разве что более приближенная к нашей традиции, городскому романсу и эстраде.

- Говорят, что на ХХ век выпало два гитарных гения - Джанго Рейнхарт со своим цыганским джазом и Джимми Хендрикс. И их гармония не поддается алгебре.

- Согласен. А Джимми Хендрикс вообще создал свой музыкальный язык, который мне очень близок. Наверное, поэтому мне довольно легко удалось освоить азы игры на ситаре. Кстати, на юбилейном концерте 6 марта я местами буду играть на ситаре.

- Стас, а помнишь миф о закрытом концерте Битлов в английском посольстве в Москве где-то в 65-66 году?

- Я лично спрашивал у Йоко Оно об этом, и она мне сказала, что никакого концерта не было, и вообще «Битлз» в Союзе даже и пролетом не бывали. Видишь ли, мы тогда были полудетьми и красочный сюр фантазий переселяли в нашу серую действительность...

- Несколько лет назад я был на концерте Эрика Клэптона в Кремлевском Дворце съездов. В какой-то момент до меня дошло, что именно на том месте, где когда-то стоял Брежнев и читал по бумажке, сейчас стоит Клэптон с гитарой и лабает рокешник. И тут я запутался - где сюр, а где реальность...

- Да, забавные были времена. Но хорошо, что они остались в прошлом. Для нас было приятной неожиданностью, когда в этом году на нашем концерте появился Президент России Дмитрий Медведев в потертых джинсах. И выглядел он как нормальный рокер, пел наши песни. А в конце подошел и предложил сфотографироваться с нами на память. Да, много чего изменилось за эти 40 лет...

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram