14 февраля премьерой спектакля «Танцы с учителем» отметил свой 95-й день рождения народный артист Советского Союза Владимир Михайлович ЗЕЛЬДИН.
Рассказывает народная артистка России, художественный руководитель театра «Модернъ» Светлана ВРАГОВА.
Зельдин - народный любимец. Почему? Да просто потому, что природа его дарования необыкновенно чиста и добра. Огромная культура XIX века чудесным образом соединилась с современной супертехникой актера XXI века.
Человек, спокойно относящийся к личному успеху, деньгам, живущий в более чем скромной квартире, не имеющий личной дачи... Зельдин пришел в 1945 году в Театр Советской армии и по сей день верно и преданно служит ему. Любовь к своему Учителю Алексею Дмитриевичу Попову он пронес через всю свою жизнь.
Я репетировала с Зельдиным, и это были потрясающие репетиции, потому что Зельдин абсолютно послушен и чуток, в нем нет актерских амбиций, но лишь огромное чувство собственного достоинства, причудливо сочетающееся с детской природой его таланта - открытой, наивной. С Зельдиным безумно интересно работать. Он так живо слушает, так живо реагирует, так легко подхватывает мысль режиссера!
Владимир Михайлович, как мне кажется, держит в руках нравственную атмосферу Театра Российской армии. Он пользуется огромным влиянием. Этот мягкий и добрый на вид человек обладает несокрушимой волей. Непримиримостью ко всякого рода ханжеству и сволочизму, которые иногда случаются в нашей среде. У Владимира Михайловича совершенно ясный ум, видимо, это Господь наградил его пониманием жизни, особой мудростью. Как-то он мне сказал: «Ты знаешь, Света, я просыпаюсь уже многие годы и думаю: «Боже мой, какое счастье, что я проснулся, какое небо сегодня голубое, какой день сегодня чудный...»
У него удивительная память. Он помнит все стихотворения, с которыми поступал в театральное училище в свое время. И еще одно наблюдение - мы были в городе Сарове со спектаклем «Дядюшкин сон» и, когда проезжали через КПП, где строжайший режим секретности, - все военные стояли перед ним навытяжку и отдавали честь!
На нынешней премьере Зельдина «Танцы с учителем» двухтысячный зал Театра Российской армии был забит до отказа. У входа спрашивали лишний билет. Чтобы посмотреть, как играет человек, которому 95 лет, - спрашивали лишний билет, рвались в театр! По жанру новый спектакль - праздничное ревю-обозрение, не стоит к нему строго относиться. Там рассказывается о том, как в некоем театре, где молодые актеры заняты чем угодно, кроме искусства, знаменитый артист решил поставить спектакль своей молодости «Учитель танцев» Лопе де Вега. Увлекая молодых и демонстрируя им мастер-класс, Зельдин с блеском исполнял зажигательные испанские танцы в образе незабвенного Альдемаро. Потом спел великолепно звучащим голосом романс под оркестр. Он в потрясающей физической форме. Это какая-то магия. Я такого в нынешней России не видела.
После спектакля было чествование, потом фуршет, все закончилось глубокой ночью. Звоню на следующее утро - Владимир Михайлович сам подходит к телефону, говорит радостным, бодрым голосом...
Слушайте, он инопланетянин!
Говорит В.М. Зельдин
- В детстве я не слышал ни одной ссоры между папой и мамой. Мы все занимались музыкой. Голоса никто не повышал.
- Я помню, как во времена нэпа зашли с мамой в магазинчик, доверху набитый окороками, сосисками. Какой был запах... Наверное, в бытовом плане эпоха нэпа была самая благополучная. Кто его знает, как бы сложилась жизнь страны, если бы не умер Ленин.
- Мой герой Дон-Кихот из пьесы «Человек из Ламанчи» говорит замечательные слова, они стали и моим кредо - «вдохни всей грудью воздух жизни и не называй своим ничего, кроме своей души!»
- Сейчас у многих актеров проблемы с дикцией, а великая актриса Вера Пашенная говорила: «Я купила билет пусть хоть в последний ряд, но я должна все слышать, все видеть и все понимать. Нынче бывает, что сидишь на четвертом ряду - и не слышишь, не понимаешь»... У меня голос природно поставлен, но, когда я на сцене, я еще и включаю самоконтроль, интуитивно понимая, слышит меня зритель или нет.
- Иван Пырьев для меня - царь и бог! Я обязан ему жизнью - ведь я уже был на призывном пункте, когда он меня вызвал на съемки «Свинарки и пастуха». Мне дали бронь, а было мне 26 лет. Он меня спас.
- Я человек законопослушный. Я много испытал и многому верил. Но самое главное в нашем поколении то, что мы любили свою землю. Свое Отечество любили, свою Россию. Не правительство, не государство, а свою родную землю.