Аргументы Недели → Культура № 5(195) от 11.02.2010

Нужно бороться с машинами в себе

, 21:29

Тимур Бекмамбетов стал первым российским режиссером, снявшим в Голливуде собственную картину. Фильм «Особо опасен», где одну из главных ролей сыграла Анджелина Джоли, собрал в мировом прокате 350 миллионов долларов. Недавно Бекмамбетов попробовал себя и в амплуа продюсера сразу нескольких проектов. Первым из них стал полнометражный фантастический мультфильм «Девять» («9»). В сопродюсерах у Тимура был сам Тим Бертон, снявший «Бэтмена», а сейчас экранизирующий «Алису в Стране чудес». А в новогодние праздники на российские экраны вышел еще один продюсерский проект Бекмамбетова - фильм «Черная молния».

-Тимур, в новогодние праздники ваша «Черная молния» конкурировала в российском прокате с «Аватаром» и другими голливудскими новинками... Выдержали удар?

- Фильм собрал за пару недель около 20 миллионов долларов. Считаю, что это успех, если учесть, что в это время в кинотеатрах крутили названный вами «Аватар» и другие хиты.

- Мультфильм «Девять» - о человеческой зависимости от машин, механизмов и т.п. Нам действительно стоит всего этого опасаться?

- Как показывают многочисленные исследования, 70% детей, например, не мыслят свою жизнь без мобильного телефона. Готовы отказаться от каши, шоколада, даже от компьютерных игр, но мобилка - то, без чего они жить не могут. Разве это не зависимость? Если даже на день у вас отнимают телефон, вы начинаете метаться, не понимаете, что делать дальше... Нужно быть очень осторожным с машинами, думать, что мы создаем и что порождаем. И еще более важно - нужно бороться с машинами в себе.

- Почему вы вообще обратились к мультипликации?

- Моя сестра и племянница создали кукольный театр в Петербурге. Во многом это их заслуга, что я обратился к анимации. Я прошел с ними большой путь, выяснив для себя одну вещь. Чем примитивнее и наивнее объект, тем быстрее возникает эмоция, когда вдруг ты в обыкновенной вещи узнаешь себя. Если этот примитивный объект делает малейшие движения, похожие на человека, у тебя рождаются эмоции. Чудо происходит на твоих глазах: вдруг из ничего появляется жизнь.

- Скажите, Анджелина Джоли все-таки будет сниматься в «Особо опасен - 2»?

- Я мечтаю привезти ее в Москву на эти съемки. Как раз сейчас придумываем наиболее изящный поворот сюжета, который оправдает появление Анджелины в продолжении фильма. И мы приложим все силы, чтобы ее воскресить. Она потрясающая актриса и человек изумительный, мечтаю снова поработать с ней. Она умеет быстро переключаться. Не только перед камерой, но и в обычной жизни. Помню, снимали мы в Чикаго очередную сцену. Идет уставшая, вымотанная Джоли, только что отснялась в шести дублях. И вдруг появляются несколько строителей в грязных спецовках, начинают снимать ее на мобильные телефоны. Анджелина мгновенно преображается и вновь становится звездой - яркой, сексуальной, соблазнительной.

- Тимур, можно так однозначно сказать, что вы пробили «окно» в Голливуд и сейчас вслед за вами туда потянутся другие наши режиссеры? И, кстати, наши способны составить конкуренцию своим голливудским коллегам?

- Во-первых, в Голливуде до меня уже был Бодров-старший, который там воспринимается как русский режиссер. Я слышал, туда приехал и Валерий Тодоровский, который ищет применение своим талантам. Немного нас, но, надеюсь, будет больше. Я уверен, что путь к международному рынку всегда лежит через победы на своем рынке, через признание отечественного зрителя. В конце концов, сначала ты должен быть нужен дома, а потом уже можешь стать интересен кому-то еще. Пятнадцать лет в России я занимался тем, что снимал рекламные ролики, сотни роликов. Насчет конкурентоспособности других наших режиссеров ничего сказать не могу, но я выдрессирован рекламными агентствами так, как не снилось ни одному режиссеру Голливуда.

- На вашей киностудии недавно закончились съемки комедии «Колотилов» с Константином Хабенским в главной роли. Возлагаете на нее большие надежды?

- Да, премьера будет весной. Это сентиментальная комедия про учителя из провинциального города, который стал тренером футбольной команды и вывел ее в чемпионы России. Я думаю, эта картина может не только тронуть, она просто захватит души людей, потому что всем очень хочется современной и доброй комедии. Вот «Каникулы строгого режима» - очень хорошая комедия, но по аромату она «ретро», и это было сделано специально, чтобы подчеркнуть преемственность, связь с советским кино. Наша идея, наоборот, современная российская комедия, и обязательно добрая.

- Не прекращаются слухи о том, что «Ночной дозор» будет переснят специально для Голливуда. Если это правда, скажите, зачем?

- Потому что «Ночной дозор» посмотрели, думаю, 50 или даже 100 миллионов и в основном на DVD. После «переделки» его смогут посмотреть 250 миллионов зрителей, а может, и больше.

- Так он будет пересниматься?

- Говорим об этом все время, но пока, как видите, «чудо» не произошло. Все заняты своими делами, нет чего-то такого, чтобы спровоцировало нас всех собраться и сделать это.

- Если все-таки соберетесь, станете режиссером и продюсером голливудского «Дозора»?

- Скорее всего, да.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram