Побег, или на языке сидельцев - «рывок» - мероприятие хлопотное и опасное для жизни: конвой стреляет без предупреждения. И тем не менее ежегодно число желающих «встать на лыжи» или «сделать ноги» в российских лагерях и тюрьмах стабильно высоко. Везет, правда, единицам. Но как!
18 апреля 2013 году в камере столичного СИЗО №3, известного как «Пересылка на Пресне», царило возбуждение: одному из сидельцев Фаруху Тошматову исполнилось в тот день 27 лет и «хата» по традиции готовилась отмечать эту дату. Сам именинник был задумчив и, выложив на общий стол «грев», присланный в передачке из солнечного Узбекистана, изредка о чем-то переговаривался на своем языке с сокамерником и земляком Бунедом Тожибаевым. Кто-то самозабвенно заваривал чифирь, кто-то из заначки доставал заныканную самогонку.
Именинник Тошматов был родом из богатого узбекского селения, активно промышлявшего по жизни наркотой. Крадун Тожибаев, увы, происходил из дехкан, т. е. крестьян, чем и объяснялось его глупое преступление. Сидеть за праздничным столом без подарка по узбекским обычаям — чуть ли не оскорбление именинника, но что мог в тюрьме подарить богатому земляку его бедный сокамерник? И тем не менее, подарок был сделан... И какой!
На следующий день после примитивного застолья с тостами «за свободу», дверь камеры отворилась. Стоявший за ней коридорный сипло прохрипел: «Тожибаев, с вещами на суд!» При этих словах со своего лежака поднялся... экс-именинник Тошматов и, взяв свой баул, шагнул в коридор.
Судья, как и предсказывали опытные сидельцы, скороговоркой присудил любителю портвейна 20.000 рублей штрафа и освободил его в зале суда. Свободный как песчаный ветер самум узбек вылетел на улицу.
Подмену обнаружили лишь вечером на перекличке. Скандал был чудовищный. В СИЗО примчались большие чины из ФСИНа, всем зэкам устроили шмон, несчастного Тожибаева уволокли в оперчасть на допросы, но тот в лучших тюремных традициях «включил дурака»: дескать, спал, ничего не слышал, ничего не видел и вообще «моя-твоя не понимай!»
Добрался ли настоящий именинник до праздничного дастархана на родине — неизвестно, но вернуть его обратно в тюрьму так и не удалось.
Подробнее читайте в материале «Аргументов недели».