Аргументы Недели Иркутск → Кино № 34(525) от 1.09.16

Тонкая работа в фильме «Служанка» Пака Чхан-ука

, 18:02

Иркутский КДЦ «Художественный» продолжает кратковременный прокат фильмов-призеров Каннского кинофестиваля этого года. Конец августа ознаменовался премьерой «Служанки» южнокорейского режиссера Пака Чхан-ука — того самого, что когда-то получил Гран-при в Каннах за своего «Олдбоя», а позже снял не менее интересные «Сочувствие госпоже Месть», «Я киборг, но это нормально» и «Жажду». И пусть последний фильм Пака Чхан-ука в этом году удостоился во Франции гораздо более скромного приза, все-таки «Служанку» посмотреть стоит — из-за нереальной красоты и увлекательного сюжета.

Бедным слоям оккупированной Кореи в 30-х годах прошлого века жилось настолько непросто, что приходилось учиться воровать раньше, чем, например, читать. Такой была и Сук-хи — потомственная карманница, выросшая в криминальной среде, после того как ее мать повесили за многочисленные кражи. Но однажды девушке выпал счастливый билет. Некто господин Фудзивара предложил непыльную работенку — быть горничной в богатом японском поместье у молодой особы Хидеко, наследницы огромного состояния. Задача простая — прислуживать госпоже, втереться в доверие и в определенный момент попытаться убедить ее выйти замуж за Фудзивару, который проникнет в дом под видом японского аристократа и станет постоянным гостем ее пожилого дяди…

Все это лишь завязка. Целиком пересказывать сюжет этой изящно продуманной истории — значит лишать удовольствия от просмотра фильма тех, кто только собирается его увидеть. Скажем только, что буквально каждый герой этой по-настоящему изысканной с визуальной точки зрения картины на самом деле не тот, кем кажется на первый взгляд. Будто в подтверждение этому — забавный случай с прокатным названием фильма, который в оригинале вообще-то называется «Госпожа» (Agasshi). Да, в какой-то момент главные героини действительно поменяются местами — как в прямом, так и в переносном смысле. Фильм разбит на три части, в каждой из которых зритель смотрит одну и ту же историю с разных сторон глазами разных героев.

Впрочем, за два с половиной часа экранного времени картина преподносит не только сюжетные, но и жанровые сюрпризы. Сначала мы смотрим костюмную историческую мелодраму с легким эротическим налетом, а примерно через час обнаруживаем, что перед нами авантюрный детектив, замешанный на средневековой порнографии, детских психологических травмах и лесбийском сексе, который к финалу и вовсе трансформируется в кровавый триллер в лучших традициях шокирующего южнокорейского кинематографа. Будут здесь и отрубленные пальцы, и жестокие пытки, и заспиртованные половые органы в банках, и огромный осьминог-убийца, заживо пожирающий людей. Но при этом большую часть времени «Служанка» невероятно, даже местами слащаво красива: оператор Чон Джон-хун — постоянный напарник Чхан-ука — как будто упивается, снимая идиллические пейзажи родной Кореи, ее историческую архитектуру, минималистичные интерьеры и тщательно продуманные костюмы.

Любопытно, что на создание «Служанки» режиссера вдохновил роман британской писательницы Сары Уотерс «Тонкая работа», по которому в 2005 году уже был снят мини-сериал «Бархатные пальчики». Однако в романе действие происходило в викторианской Англии, а Чхан-ук перенес его в Корею, тем самым добавив картине дополнительный смысловой пласт, над которым тоже можно поразмышлять. И удивительно, насколько этот сюжет вписался в новые обстоятельства и стал не только корейским, но и чхан-уковским, будто он сам его придумал.

В то же время фильм, конечно, интересен не только корейцам или поклонникам непосредственно Пака Чхан-ука — можно сказать, что это одна из самых зрительских картин режиссера, умеющего удивлять и радовать самую разную публику. По-настоящему тонкая работа мастера.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram