Стартовал показ третьего сезона сериала «Вампиры средней полосы». Первый сезон весной 2021 года произвёл фурор в отечественном кинематографе, собрав высокие оценки критиков, второй тоже не подвёл. Фильм про кровососущую нечисть продвинул семейные ценности куда круче, чем большинство слезливых мелодрам. И об этой «фишке» не забывают создатели третьего сезона, выискивая новые формы человеческой любви.
Живёт-поживает в среднерусском городе Смоленске тихий пенсионер Святослав Вернидубович Кривич (великолепный Юрий Стоянов). Дед Слава хромает, расчёсывается пятернёй, одет под советского провинциала. Мало кто догадается, что фамилия у него «говорящая» – он старейшина племени кривичей, что основали Смоленск в 863 году. Ну и вампир с тысячелетним стажем.
Любой вампир может «обратить» любого человека, смешав свою кровь с его кровью. Человек после этого будет жить вечно, внешне оставаясь в том возрасте, когда случилась с ним эта катавасия. Ему теперь нужно регулярно пить человеческую кровушку, но жестокой вампирской вольницей, как в «Дракуле» Брэма Стокера, и не пахнет. С XVIII века у вампиров Смоленска договор с людьми – никого не убивать. За исполнением надзирает курирующая организация – суровые Хранители, внешне похожие на чиновников областной администрации, во главе с Ириной Витальевной (неувядающая Татьяна Догилева) и её непутёвым сыном Костиком (Дмитрий Лысенков).
Как выжить кровопийце при таком административном гнёте? Ну во-первых, жить семьёй. Вот в семье деда Славы на старте первого сезона – четыре роднульки. Главный добытчик – Жан Иванович (Артём Ткаченко), бывший врач наполеоновской армии, ныне работающий в смоленской больнице. Жана Ивановича на работе боготворят – ещё бы, медика с таким стажем во всей России не сыскать. А он, каналья, прямо в рабочем кабинете принимает ухаживания сочных молодых медсестёр. Ну и кровь домой таскает, заботливо складывает её в холодильник, прежде чем из графина разлить по стаканам и под тост употребить за круглым столом под абажуром из гранёных стаканов. Да, у вампиров тоже питейные традиции пляшут от общекультурных.
Ещё в огромной квартире в старом фонде Смоленска живёт полицейский Аннушка (Анастасия Стежко). Коллеги удивляются: молодая блондинка, ноги от ушей, а не замужем и даже кавалеров близ неё не видать. Знали бы они про Аннушкину сверхспособность: взять собеседника за руку и прочитать ход его влажных похотливых мыслей. Да и вампирский стаж у неё – с послевоенных годов, было время разобраться в мужиках.
Но лучшая женская роль – это графиня Ольга Воронцова (Ольга Медынич), ныне преподающая театральное мастерство. В нашем кинематографе трудно найти более привлекательный образ идеальной стервы. Жан Иванович обратил её на свою голову по любви, но в браке и ста лет не продержался. Графиня загрызёт, бывало, собственную горничную и смотрит с вызовом: «Ну а что делать, если мне захотелось? Я же женщина!» Дед Слава предрекает, что эта «шлёндра дворянская» ещё оставит им всем подарок на заднем крыльце – и не ошибается. В третьем сезоне мадам рожает ребёнка со сверхспособностью и постепенно превращается в человека. Её кавалеру рок-музыканту Серёже (Дмитрий Чеботарёв) в вампирском обличье тоже скучно: выстрелишь себе на концерте в голову от избытка чувств, так на следующий день всё равно оживёшь.
По количеству персонажей в третьем сезоне «Вампиры» всё больше становятся похожи на «Игры престолов». Зуб на смоленских кровососов точат уральские во главе с Борисом Феликсовичем (Егор Дружинин), в семье которых тоже непростые отношения между левыми и правыми. Однако детективная линия в сериале подобна вене – она лишь русло для эритроцитов комедии, лейкоцитов фэнтези и тромбоцитов драмы. Она просто способ нескучно рассказать о ценностях семьи, внутри которой только и можно уютно укрыться от холода, одиночества и прочих мерзостей бытия. Вампиры веками живут в доме, где всё просто и знакомо, своих никогда не сдают и во многих смыслах являются людьми скорее, чем большинство окружающих. Детали их быта выписаны с любовью, потому и зрителю вампиры интуитивно понятны: живут себе люди небогато, но честно, молодёжь шалит, а у стариков поясницу ломит. Вдобавок (случайно или нет) все кровососы – бюджетники.
Дед Слава в этом ансамбле как позвоночный столб. Роль писалась конкретно под Стоянова, который в природе юмора кое-что понимает. Дедушка, скрывающий большое сердце за бурчанием и подзатыльниками, говорит рефреном: «А хороших людей – больше». Хотя способен и на более изящные обобщения: «Плуг коню не подмога», «Сажали цветочки, а выросли херочки», «Бабам и гидрометцентру верить нельзя». Есть что-то глубоко человечное, когда дед Слава смакует новый кровавый подгон от Жана Ивановича: «Белорусы – это хорошо. Крахмала много, но всё-таки». И он бесконечно мудр, рассуждая с высоты тысячи прожитых лет о перспективах светлого завтра: «Главное – памятник поставить, а голуби – прилетят».
