> Колизей будущего - Аргументы Недели

//Кино 13+

Колизей будущего

№  () от 14 января 2025 [«Аргументы Недели », Денис Терентьев ]

Колизей будущего

Сэр Ридли Скотт спустя 24 года выпустил продолжение своего культового «Гладиатора», получившего «Оскар» за лучший фильм и возродившего в Голливуде моду на пеплумы. Любителям жанра, безусловно, стоит взглянуть на «Гладиатора‑2», но и обольщаться не стоит: новый фильм не годится в подмётки старому. Создаётся впечатление, что это не фильм о прошлом, а фильм из прошлого. Это неудивительно: сэру Ридли уже 87 лет, но запетым в юности песням он никогда не изменял.


Солидный возраст вовсе не мешает режиссёру Ридли Скотту выдавать по блокбастеру чуть ли не каждый год. В прошлом году, например, он представил масштабный байопик Наполеона Бонапарта и даже не провалился в прокате, отбив 200-миллионный бюджет. Впрочем, реальной европейской истории в «Наполеоне» не так уж много. И это уже становится фирменным стилем: Скотт всегда жертвовал достоверностью ради простоты изложения и не забывал переносить модные нынче дискурсы в контекст давно минувших дней.

Первому «Гладиатору», который хоть и был высоко оценён критиками, не хватало как раз внимания к деталям: Древний Рим представлен примитивной диктатурой, где нет ни народа, ни сената, ни законов – одна жаждущая хлеба и зрелищ толпа в Колизее, терроризируемая преторианской гвардией. Что совершенно не следует из исторических документов времён императора Марка Аврелия. Для Ридли Скотта всегда на первом месте герой, на которого идёт любоваться зритель, а не аутентичность каких-то там подков, мечей и стремян. Другие персонажи должны лишь оттенять его высочайшей пробы достоинства. А молодой Рассел Кроу в главной роли как раз и был харизматичным любимцем богов, принёсшим в прокате 460 млн долларов при 100-миллионном бюджете.

Получив с «Гладиатором» в 2000 году «Оскар» за лучший фильм, Скотт побудил продюсеров раскошеливаться на пеплумы – длиннющие саги по библейским или античным сюжетам с богатой массовкой и батальными сценами. По следам его успеха немец Вольфганг Петерсен снял «Трою», где и внимания к деталям побольше, и бюджет побогаче, и Брэд Питт в роли Ахиллеса не уступает Расселу Кроу в харизме. Однако «Троя» едва окупилась и ничего не выиграла на кинофестивалях. В общем, Ридли Скотт вправе слать подальше всех критиков, поскольку явно лучше них чувствует конъюнктуру в масштабном кино.

К слову, сэр Ридли так и делает. «Вас там не было, вот и помалкивайте», – отвечает он на придирки к «Гладиатору-2». Да, режиссёр высадил в Северной Африке тыкву и запустил на арену Колизея акул. Римские военачальники у него называются «генералами», потому что так понятнее зрителю, который ходит в кино, чтобы впечатляться масштабом съёмок, а не гуглить новые слова: «легат», «ланиста», «центурион».

В «Наполеоне» в окружении императора нет ни Мюрата, ни Даву, ни Ланна, ни Нэя, ни Бертье – вообще никого из плеяды блестящих наполеоновских маршалов. Армия – это просто набор оловянных солдатиков, марширующих и стреляющих по взмаху руки человека в двуугольной шляпе. В «Гладиаторе-2» вся жизнь тысячелетнего Рима, в который ведут все дороги Европы, крутится вокруг Колизея. Толком нет ни сенаторов, ни консулов, ни трибунов, ни патрициев, ни плебеев – ни всего сложно организованного политического механизма. Как древние римляне хотели лишь хлеба и зрелищ, так и новый «Гладиатор» весь состоит из попыток удивить, впечатлить или хотя бы эпатировать. Местами в фильме есть от чего впиться в ручки кресла. Но это же всё-таки Рим, дорогой режиссёр! Зачем вы с ним так?

«Гладиатор-2» начинается, как и положено масштабному пеплуму, с кровавой сечи. Римские галеры с моря берут приступом нумидийскую крепость, защитники которой героически, но безуспешно обороняются. Во главе армии Рима храбрый полководец Акаций (Педро Паскаль), а оборону цитадели вдохновляет Ханно (Пол Мескал). Каков его статус среди нумидийцев, толком не поясняется, но сэр Ридли намекает нам, что Нумидия была некоей вечевой республикой, управляемой и обороняемой сообща по уму и справедливости. «Рим несёт хаос», – уверяет Ханно. Хотя в реальности всё было наоборот: за 300 лет до описываемых событий измученная деспотами и междоусобицами Нумидия была превращена Римом в провинцию Новая Африка, а хаос здесь (как и по всей Западной Европе) наступил как раз за падением Рима. Но режиссёр отыгрывает модный ныне левацкий тренд: наша цивилизация сильно провинилась перед Африкой.

В битве с римлянами погибает жена Ханно, смелая лучница Аришат (Юваль Гонен), а самого Ханно увозят в Рим и продают хозяину гладиаторов Макрину (Дензел Вашингтон), у которого он быстро становится звездой Колизея. Попутно выясняется, что на самом деле Ханно – законный наследник римского престола Луций, родившийся от связи Луциллы (Конни Нильсен), дочери императора Марка Аврелия, и генерала-гладиатора Максимуса, сыгранного Расселом Кроу четверть века назад. Можно снова попенять, что власть в Римской империи редко передавалась по наследству, а большинство цезарей были провозглашены сенатом или войсками. Но сэру Ридли наверняка рассказывали об этом консультанты – и ему глубоко плевать.

Мечта гладиатора Луция – публичный поединок с Акацием, разрушившим его жизнь. Куда деваться, поединок будет. Но по ходу боя герои объединятся против тирании в лице двух братьев-императоров Каракаллы (Фред Хехингер) и Геты (Джозеф Куинн), которые делают всё возможное, чтобы вызвать отвращение и у зрителя, и у народа Рима. Правда, на своём пути к власти их легко разведёт и уничтожит куда более опасный Макрин. Но развязка более чем предсказуема.

Малоизвестный широкому зрителю ирландский театральный актёр Пол Мескал вполне достойно заменил богоравного Кроу. Его Луций прекрасен попытками сыграть разные оттенки храбрости – ярость, хладнокровие, пофигизм. Заслуживает уважения и попытка Дензела Вашингтона создать колоритного антагониста, на своём горбу научившегося читать и использовать людей. Его Макрин весь состоит из самолюбования, он должен победить любой ценой.

Похожим образом и режиссёр Ридли Скотт вырос в большого художника с непомерным эго, чья основная деятельность – сохранение и приумножение своего наследия. Кому-то уже кажутся прошлым веком его горящие корабли, атакующие носороги, марширующие легионы, мечи, сандалии и нескончаемый пафос. Но, когда мастера Ридли не станет, мы ещё вспомним добрым словом историчность его фильмов, оставшись наедине с киношными ведьмаками, маньяками и вампирами, пришедшими из абсолютно вымороченных миров.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Мнение

Феномена оборотня Трампу не избежать, так как сущность этого феномена заложена в сущности самих США