Десять лет назад сериал «Настоящий детектив» порвал все рейтинги и собрал, кажется, все возможные на телевидении награды. Но шоу-бизнес так устроен, что долго почивать на лаврах успешной франшизы невозможно: зритель одной рукой будет требовать продолжения банкета, а другой спускать новое блюдо в унитаз по причине его несходства с эталоном. В феврале завершился показ шести серий четвёртого сезона, который получил в основном негативные оценки. И не было бы смысла о нём писать, если бы не два обстоятельства: это всё-таки «Настоящий детектив», в котором играет блестящая Джоди Фостер.
В первом сезоне два детектива полиции на фоне мистических болот и готических церквей южного штата Луизиана 17 лет пытаются раскрыть убийство, похожее на ритуальное. Создатель сериала Ник Пиццолатто грамотно смешал коктейль из жанров детектива, роуд-муви, философской камерной драмы, семейной трагедии, боевика и хоррора. Добавьте сюда великолепные актёрские работы Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсона, умные культурные отсылки и потный дух расследования, которое ведут обуреваемые страстями мужики, а не плакатные роботы в форме. Сыщики не только шли по следам убийц, но и обнаруживали монстров в джунглях собственной психики.
Чтобы удержать заданную планку во втором сезоне, Пиццолатто сменил акцент в сторону политического детектива. Жестокое убийство местного политика спутывает карты многих фигур и заставляет босса мафии объединить усилия с группой копов в поисках разгадки. Никуда не исчезает главная фишка «Настоящего детектива»: путь к познанию зла пролегает через ухабистые дороги своего Я. Но здесь меньше иррационального и инфернального, и зло представляет собой не полусумасшедшую секту, а разумно скроенную коррупционную сеть. И хотя качество сценария, режиссуры и актёрской игры (Колин Фаррелл, Винс Вон и Келли Райлли выжигают поляну) второго сезона столь же высоко, фанаты «Настоящего детектива» взвыли: вы, мол, подсовываете нам вместо дающей силы религии какую-то скучную бездушную науку!
Вероятно, Ник Пиццолатто учёл критику: в третьем сезоне над тайной снова клубится потусторонняя завеса, а у главного сыщика и вовсе конфликт с памятью – деменция стирает следы как собственной жизни, так и стародавнего расследования о пропавших детях. На этот раз засомневались специалисты: дескать, много белиберды и местами откровенно скучно. Пиццолатто понял, что пора уходить. Поскольку популярное шоу не может остановиться, а никаких шансов сделать что-то на уровне первого сезона нет, надо дать шанс другому взгляду. В четвёртом сезоне у руля «Настоящего детектива» встала мексиканская постановщица Исса Лопес.
Сезон получил подзаголовок «Настоящий детектив. Страна ночи». Сюжет перенесён из Калифорнии и солнечного американского Юга на заснеженную Аляску. Город Эннис на несколько месяцев проваливается в полярную зиму. По соседству на исследовательской станции «Цалал» происходит какая-то чертовщина: восемь учёных бесследно исчезают, словно с «Летучего голландца», оставив накрытый стол и включённые мониторы. О том, что с ними не случилось ничего хорошего, полиции подсказывает найденный на полу человеческий язык. Всё правильно: вскоре семеро пропавших найдены раздетыми и замурованными в лёд. Расследование падает на полицию Энниса, привыкшую разбираться с преступлениями вроде вождения в нетрезвом виде.
За дело берутся шеф местной полиции Лиз Денверс (Джоди Фостер) и молодая патрульная Эванджелин Наварро (Кали Рейс). У них есть и история отношений, и общие скелеты в шкафу, преследующие их в виде теней на парковках и белых медведей во снах. Кошка пробежала между ними шесть лет назад в ходе расследования убийства местной экоактивистки Энни (Ниви Педерсен), так и оставшегося нераскрытым. Нынешняя трагедия как-то с ним связана, а потому Денверс подтягивает к делу Наварро, которую сама же сослала патрулировать улицы.
Исса Лопес решилась на более чем смелый кастинг. Джоди Фостер – обладательница двух «Оскаров» и четырёх «Золотых глобусов», её звезда взошла с «Молчанием ягнят» ещё в 1991 году. Афроамериканка Кали Рейс – двукратная чемпионка мира по боксу, лишь в 2021 г. начавшая сниматься в кино. Между ними довольно странная химия: ни секунды не доверяя друг другу и пройдя разной длины жизненный путь, они обе ведут себя как токсичные мужики. Исса Лопес не стала снимать кино через модную феминистскую оптику – она просто отзеркалила поведение героев первого сезона, заменив джентльменов на дам. Как день на ночь, юг на север, а музыку Леонарда Коэна на Билли Айлиш. Вообще мир «Страна ночи» – это мир сильных неприкаянных женщин, которые не могут найти себе мужского эквивалента.
Выбор партнёров в Эннисе невелик, все они неряшливые и слабохарактерные. Наварро иногда наведывается в избушку к приятелю чисто за сексом без прелюдий. А видя иной раз его замешательство, сразу распознаёт причину: смотрел порно, израсходовал боезапас. Шеф полиции Денверс, как более опытный пользователь, и вовсе действует по принципу «мы спокойно спустимся с холма и возьмём всё стадо». Редкий житель Энниса не состоял с ней когда-либо в интимной близости. Обладательница «Оскара» Фостер в 61 год не боится сниматься в откровенных сценах и, как большая актриса, способна сыграть что угодно, в том числе гетеросексуальность.
Но главное всё же – расследование. Длинными и запутанными путями приводит к разгадке: оказывается, экоактивистку Энни (коренную американку) убили погибшие учёные, которым она мешала добыть ценные ДНК микроорганизмов, возникших из-за загрязнений грунта местной шахтой. А вот с учёными уже расправились разозлённые женщины Энниса. Режиссёр Лопес попала во все модные тренды: феминизм, антикапитализм, экологический алармизм, демонизация науки. А озлобленные тётки с лицами алеутов и эскимосов – последняя надежда нашего мира. Хотя при официально объявленной демократии они, кажется, и не имеют никакого рычага давления на власть, кроме публичных митингов.
Но при всех недостатках четвёртый сезон никак не хуже других полицейских сериалов, которые граждане с интересом смотрят холодными зимними вечерами. И которые бывают куда более странными. Весь скепсис возникает на фоне сравнений с уже рассказанными в «Настоящем детективе» историями. И не нужно забывать, что все странности возникают на фоне попыток соответствовать их высокой планке. Какие-то из этих попыток стоит признать удачными, какие-то нет. Но наблюдать за их воплощением куда как интереснее, чем за безыдейным поиском очередного мясника доблестными операми без свойств. Тут как в спорте: «Барселона» часто играет плохо, но даже её блёклые матчи интереснее чемпионата Болгарии.