> Русский дом затмил Берлинале - Аргументы Недели

//Кино 13+

Русский дом затмил Берлинале

№  () от 27 февраля 2024 [«Аргументы Недели », Сергей Сыч ]

Кадр из фильма «Пепе», режиссёр Нельсон Карло де Лос Сантос Ариас

В Берлине 25 февраля завершился 74-й международный кинофестиваль. Жюри подвело итоги и раздало всех «Медведей», а их на Берлинале много. Главный приз получила документальная картина «Дагомея» про африканские сокровища, а приз зрительских симпатий отдали палестинскому фильму «Нет другой земли». Но обо всём подробно.

Берлинале давно закрепил за собой имидж самого политизированного кинофестиваля. И с этим все свыклись и приняли как данность. Но то, что было в этом году, удивило многих. Во-первых, это состав жюри, в котором оказались ярые сторонники и противники. Так, фестиваль начался со скандала, когда на первой пресс-конференции члену жюри испанскому режиссёру Альберту Серра напомнили интервью, где он признавался в любви к Путину, и режиссёр зачем-то стал оправдываться. Но самое удивительное, что в жюри оказалась украинская писательница Оксана Забужко, которая не имеет вообще никакого отношения к кино – ни к художественному, ни к документальному. И это парадокс Берлинале.

Во-вторых, участие трёх документальных фильмов в основном конкурсе международного кинофестиваля, где по идее должны соревноваться полнометражные художественные фильмы. Ставить на одну полку для конкурса художественное и документальное кино нельзя. Это разные категории во всех смыслах: художественном, сценарном, бюджетном, временном, затратном, актёрском и... Этот список можно продолжать. Достаточно посмотреть окончательные титры художественного и документального кино, и всё сразу станет ясно любому трезвому кинематографисту. Да и у документального кино есть свои индустриальные кинофестивали. Самый уважаемый проходит в Амстердаме. И там показывают полнометражное художественное кино, устраивают мировые премьеры. Но это не в конкурсной программе! Это показы для зрителей, чтобы видеть, так сказать, художественный процесс и мировой кинематографический контекст. Почему очевидные вещи понимают в Амстердаме, но не понимают в Берлине? Наверное, поэтому отменили итоговую пресс-конференцию организаторов и членов жюри фестиваля, так как неудобных и острых вопросов за 10 дней фестиваля накопилось слишком много, но желания отвечать не было. Остаётся надеяться, что со сменой руководства всё вернётся на круги своя. Берлинале-24 стал пятым и последним фестивалем под руководством Карло Шатриана и Мариетт Риссенбек. Эстафету перенимает Триша Таттл, возглавлявшая лондонский кинофестиваль. И все надеются, что 75‑й Берлинале «исправится».

Призы фестиваля

«Золотого медведя» Берлинале получила документальная лента «Дагомея» режиссёра французско-сенегальского происхождения Мати Диоп, обладательницы Гран-при Каннского кинофестиваля. В фильме рассказывается о возвращении в Бенин 26 произведений искусства из коллекции дагомейских королей, вывезенных в Европу в XIX веке. Бенинские власти требуют реституции тысяч произведений дагомейского искусства, которые до сих пор хранятся в европейских музеях. Европа от такого требования впала в ступор, а вот жюри вдохновилось этой идеей и выдало главный приз.

Гран-при Берлинале получила картина южнокорейского режиссёра Хона Сансу «Нужды путешественника» с его постоянной музой – роскошной Изабель Юппер в главной роли. Героиня Юппер приезжает в Южную Корею и учит местных жителей французскому языку, наслаждаясь рисовым вином. Правда, учит их на английском языке, который не понимает никто – ни ученики, ни она. Но это не важно, важен сам процесс учёбы под вино! Режиссёр фильма Сансу, получая своего «Медведя», был обескуражен наградой и заявил, что искренне не понимает, «что они нашли в этом фильме».

Лучшим режиссёром стал Нельсон Карло де Лос Сантос Ариас с картиной «Пепе». Историю бегемота, который принадлежал наркобарону Пабло Эскобару, рассказанную от имени этого самого бегемота, зрители и члены жюри приняли близко к сердцу. Кроме неожиданного «рассказчика» фильм порадовал операторской работой. Во время награждения режиссёр заявил, что был удивлён участием картины в конкурсе и ратовал за прекращение огня в Газе, и таких призывов на фестивале и на закрытии было много.

Очень порадовала крутая абсурдистская комедия «Империя» французского радикалиста Брюно Дюмона. Он анонсировал «Империю» как пародию на «Звёздные войны» и «Игру престолов» и заслуженно получил приз жюри и овации зрителей. Во время получения своего «Медведя» он развеселил всех голосом живого медведя, записанным на телефон. Такое обращение к залу представителя живой природы и символа фестиваля порадовало всех.

Фильм «Такие мелочи» Тима Милантса с участием Киллиана Мерфи тоже был отмечен жюри. Мерфи в роли жителя маленького ирландского городка борется против насилия над девочками в местных католических монастырях. Награду за него получила актриса Эмили Уотсон. Её роль безжалостной настоятельницы монастыря запомнилась многим и была отмечена призом за лучшую женскую роль. Приз за лучшую мужскую роль получил американский актёр Себастиан Стэн, сыгравший главную роль в психологическом триллере «Другой мужчина» Аарона Шимберга.

Особую награду Берлинале – «Серебряного медведя» получил сценарист и режиссёр Маттиас Гласнер за фильм «Умирание». Это самая глубокая и искренняя лента конкурса. Справедливо получая свою награду за лучший сценарий, режиссёр признался, что писал о собственных размышлениях и переживаниях в семье и трудных взаимоотношениях со счастьем и болью. И многих на фестивале этот фильм тронул и запал в душу.

Кадр из документальной ленты «Дагомея», режиссёр Мати Диоп

Русский дом и культура отмены

Российское кино не было представлено на фестивале. Единственный фильм, имеющий хоть какое-то отношение к России, – это документальная картина режиссёра российского происхождения Виктора Косаковского «Архитектон». Фильм поразил своим пристальным вниманием к природе, архитектуре, своей философией камня как части человеческого бытия. Снятая на невероятном художественно-техническом уровне картина не была отмечена призами, несмотря на высокие оценки критиков и зрителей. А жаль!

С российским кино в Германии и Берлине в частности ситуация патовая, если не сказать, что смертельная. Его не замечают, не хотят показывать немецкие кинотеатры. Культура отмены тут работает по полной программе. Но это касается официальных властей, а вот обычные зрители, бюргеры, гости фестиваля и зрители, с которыми мне довелось общаться на фестивальных показах, сетовали, что российское кино никак не представлено на Берлинале и в прокате. Узнав, что во время фестиваля Русский дом в Берлине устраивает всего один показ нашумевшего фильма Михаила Локшина «Мастер и Маргарита», многие фестивальные критики и зрители помчались на Фридрихштрассе, где находится Русский дом. Кинозал пришлось брать штурмом, и те, кто попал в зал, были «восхищены по полной программе таким ярким и самобытным прочтением великого романа Михаила Булгакова». И за это следует особо поблагодарить Русский дом в Берлине в лице директора Павла Извольского, который, понимая, что из всех искусств «важнейшим является кино», пытается выстроить кинопоказ. Российское кино на любой вкус и цвет – документальное, архивное, историческое, вечная классика, детское, мультипликация, спецпрограмма фестиваля «Дух Огня», Эйзенштейн, Тарковский, «Чебурашка»… Всё это замечательно и круто! Но нет главного – современного российского многонационального актуального авторского кино. Для такого кино нужна систематическая работа, нужен КИНОКЛУБ, который под эгидой Россотрудничества в Русских домах в Европе знакомил бы постоянно всех любителей российского кино и сериалов с новинками и знаковыми лентами не только России, но и стран СНГ. Эти фильмы, несмотря на культуру отмены, отбираются, показываются на международных фестивалях и получают заслуженные громкие награды и призы. Но потом их никто и нигде не может увидеть, ведь это не очередные кассовые хиты «Холоп», «Лёд», «Ёлки», которые всегда пробьют себе дорогу. Где увенчанные призами фильмы «Чума», «Пугало» Дмитрия Давыдова, «Иччи» Костаса Марсаана, «Наша зима» Степана Бурнашева, «Выход» Максима Арбугаева, фильмы Ивана Твердовского, Анны Меликян, Алексея Федорченко? Список это велик и постоянно пополняется. Такой список потянет даже на свой кинофестиваль «Содружество»! И тогда Европа откроет многожанровое и многослойное дагестанское, якутское, казахское, татарское, белорусское, грузинское авторское кино. Это благородная миссия и задача Русских домов Россотрудничества. Ведь любить и ценить кино как искусство не сможет запретить никакая культура отмены. А Берлинале пусть кусает локти, как это было с показом «Мастера и Маргариты» в кинозале Русского дома.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте