На кинофестивале «Зимний» увидели «Панические атаки»
№ () от 12 декабря 2023 [«Аргументы Недели », Сергей Шолохов ]
Привет-привет, дорогие читатели «Аргументов недели». Закончился Открытый российский кинофестиваль авторского кино «Зимний», второй по счёту. Идея отличная – после утраты «Кинотавра» отечественному молодому авторскому кино стало не хватать зрительского кислорода и признания профессионалов, причём на конкурсной основе, с жюри и призами – всё как полагается. Вот фестиваль «Зимний» и стал именно таким местом: на конкурсных фильмах зал ломился от зрителей, а профессиональное жюри из предложенного конкурсного меню выбирало лучших.
Все призы комментировать не буду, были откровенные авансы, но в номинации «Лучший фильм» конкурсант был отобран самый толковый.
Режиссёр Иван И. Твердовский заявил о себе 10 лет назад драмой «Класс коррекции», в которой русская культурная традиция особой внимательности искусства к маленькому человеку нашла современное воплощение. Однако молодой режиссёр, профессионально окрепнув, позволил себе сменить жанр, создав в следующем фильме «Зоология» настоящую фантасмагорию. Он решил проследить, что случится с маленьким человеком, сотрудницей продснабжения провинциального зоопарка, и окружающими горожанами, когда выяснится, что у неё вырос хвост и это уже не скрыть. Тема физиологии проходит через всё творчество режиссёра. Так, в «Подбросах» молодой герой не чувствует боли, и режиссёру интересно, что из этого сюжетно можно извлечь.
В новом фильме «Панические атаки» режиссёр продолжает исследование человеческой патологии. На сей раз в героини он выбирает внешне здоровую девушку по имени Вика (Лена Тронина). Постепенно она становится не просто внешне здоровой, но и, скажем так, нечеловечески здоровой. Живя в промышленном посёлке Никель под Мурманском, она тяготится убогостью своего существования и намеревается рвануть в ближайший норвежский городишко, где её сестра пристроилась работать в лавку.
Унылость жизни в Никеле режиссёр подчёркивает эпизодами, например, с уличной гуманитарной кабинкой, где, укрывшись от снега, девушки дурными голосами поют караоке. Фильм начинается с получения героиней – голубоглазой блондинкой с правильными чертами лица – паспорта с шенгенской визой. Договорившись с соседским парнем – водителем грузовой «газели», который едет через пропускной пункт, она идёт домой за вещами.
Мамаша (Светлана Камынина) не пускает её из квартиры, закрыв на засовы (!) двери Викиной комнаты, оклеенной обоями, дискотечная графика которых, по мысли режиссёра, должна входить в резонанс с ритмами нейронов серого вещества в её голове. Словно незаконнорождённая дочь скандинавского бога Одина, она обретает сверхъестественную силу, выпрыгивает из высокого окна в полузамёрзшую лужу (положим, котлован) и, мокрая, бежит в одних носках среди замёрзших бараков по снегу к родственнице, у которой, ни разу не задрожав от холода, переодевается в шубу «низкой социальной ответственности» и, забрав паспорт (потом у неё неизвестно откуда появится мобила), трусит на автобазу, где её ждёт молодой шофёр-дружок (Сергей Двойников, приз за лучшую мужскую роль).
По дороге к норвежскому КПП их (нас) ждёт встреча с заброшенной Кольской сверхглубокой скважиной, в которую, свесив голову, можно прокричать к центру земли, где обитает дьявол, любую просьбу. Никакой просьбы, кроме как перебраться в Норвегию, у блондинки из Никеля нет.
Среди белой пустоши «газель» отказывается заводиться. Тепло в кабине заканчивается. Блондинка просит водителя открыть окно, так как хочет покурить. До утра удаётся продержаться. Впрочем, дочке Одина ветхие стихии нипочём. Другое дело молодой шофёр, которому русские боги не даровали такой морозоустойчивости. Однако тоже не оставили в беде: раз пошло состязание языческих сил, то логично ждать и для него подмоги, вот и находится меч-кладенец. Он появляется в виде пистолета (как он преодолевает, и не раз, пограничный контроль – дело сказочное). Парень стреляет в надежде привлечь внимание тишины. И вот случилось: на горке появляется монах, а за ним и бодрое МЧС.
Герои добираются до пограничного пункта, за которым у парня обычный транзит товара, а у блондинки, после издевательств русского таможенника, кстати, бывшего одноклассника, встреча с сестрой, которая ей вовсе не рада и хочет отправить назад. Герои ночуют в машине, но добрые норвежцы приглашают парочку в дом, и начинается скандинавское застолье. Как увлекательно события будут развиваться дальше, смотрите в кино. Судьбы сестры Вики и молодого шофёра сложатся весьма логично, полностью вытекая из строения их характеров и обстоятельств. А вот с героиней сложнее: она животное, но режиссёр снабдил её сказочной силой. Физиология больше не приводит своего персонажа в замешательство, не удивляет его. Она просто поглощает его. И это уже не интеллигентный колокольчик звучит в ушах и не школьный звонок, а вполне себе уличный сигнал тревоги, который у режиссёра Ивана И. Твердовского, однако, звучит вполне по-человечески. Пока-пока!