Аргументы Недели Иркутск → Кино № 47 (791) 1 –7 декабря 2021 г. 13+

В прокат вышел новый фильм Уэса Андерсона «Французский вестник»

, 08:35

В российском прокате — новый фильм любимца интеллектуальной публики Уэса Андерсона, автора «Отеля «Гранд Будапешт», «Королевства полной луны» и «Семейки Тененбаум». В этот раз режиссер выбрал для своей новой работы, пожалуй, самое незавлекательные название: «„Французский вестник”. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан”». Впрочем, в данном случае нельзя судить о книге по обложке, потому что «под обложкой» увлекательнейшее «чтиво», полное юмора, потрясающих героев и ярких деталей.

Со времени премьеры (а впервые «Французский вестник» показали на Каннском международном фестивале в июле этого года), мировая кинокритика уже успела разделиться на тех, кто радостно встретил новый опус режиссера и аплодировал ему стоя, и тех, кто счел новый фильм Уэса чередой самоповторов и натужных шуточек для хипстеров. Однако в этом различии мнений есть общая точка, все сходятся в одном: Андерсон остаётся собой. Добавим, что не просто остается, но даже сам себя превосходит. Как будто подкрутили контрастность, насыщенность и резкость, чтобы смотрелось ещё сочнее. Этакий Андерсон «на максималках».

По сути, во «Французском вестнике» собраны все лучшие наработки, которые присутствовали в предыдущих картинах режиссера. Любимый Андерсоном актерский состав, присутствующий едва не во всех его картинах (Оуэн Уилсон, Эдриан Броуди, Матьё Амальрик, Фрэнсис МакДорманд, Тильда Суинтон и бесподобный Билл Мюррей, от одного взгляда на которого появляется невольная улыбка), в этот раз усилен новыми звёздами вроде Бенисио дель Торо, Леи Сейду и Тимоте Шаламе. Чёрно-белые сцены сменяются открытыми насыщенными цветами, тут же находится место и для анимационных вставок (вспомним два полнометражных мультфильма режиссера: «Бесподобный мистер Фокс» и «Остров собак»). Кадр строится на ещё более скрупулезно выверенной симметрии и высокой концентрации деталей (обладатель «Оскара» и постоянный художник режиссера Адам Штокхаузен снова в деле), а каждая часть фильма снята в отдельном жанре, причем не кинематографическом (как это ни странно), а журналистском.

Аннотация сообщает, что «Французский вестник» — это «собрание удивительных историй, опубликованных на страницах последнего выпуска еженедельного американского журнала, который выходил в свет в вымышленном французском городе в середине двадцатого века». Потрясающая в своей смелости идея — снять фильм, повторяющий формат газеты или журнала. По сути, каждая история, рассказанная в картине, сделана в соответствии с тем, что в печатных изданиях называется рубрикой: «репортаж», «искусство», «политика», «еда», «некролог». Это признание в любви олдскульной журналистике в целом, а если конкретно — слегка замаскированная ода журналу «Нью-Йоркер», столь любимому режиссером. Если учесть, что газетно-журнальная индустрия чем дальше, тем сильнее дышит на ладан, то этот жест от кинематографа (который, вообще-то, и хоронит любовь к чтению) выглядит очень трогательно.

Но вернемся к названию, которое, безусловно, достойно отдельного упоминания из-за своей зубодробительности и блеклости. Если бы имя режиссера не говорило само за себя, картина была бы обречена на провал. Но те, кто знаком с творчеством Андерсона точно знают: скучно не будет. Будет начищенная до блеска эстетика, мягкий, как бы с подколочкой юмор, ирония и самоирония, постмодернизм (в хорошем смысле этого слова) и куча пасхалочек из самых разных областей. Почти наверняка этот фильм вам захочется пересмотреть еще не раз, но уже дома, где можно нажать на паузу и не только насладиться идеально выстроенным кадром, но и обнаружить очередную цитату из ранних фильмов Годара, опознать в героине Тильды Суинтон прототип известной журналистки и культуролога Розамонд Бернье, а на стене юного французского революционера разглядеть портрет молодого Бориса Пастернака.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram