Критики опознали в «Союзе спасения» враждебное «запутинское» произведение
15 января 2020, 11:00 [ «Аргументы Недели» ]
Фильм «Союз спасения», посвящённый декабрьскому восстанию 1825 года, вышел в конце 2019 года и снискал умеренную, но несомненную благосклонность публики и устойчивую неприязнь критики. Группа критиков, входящая в состав Гильдии кинокритиков, даже назвала его худшим фильмом года.
«Союз спасения» ни по каким составляющим невозможно назвать худшим фильмом. Их у нас пекут по сто штук в год, и в потоке встречаются изделия совсем беспомощные. «Союз спасения» же при всех слабостях, огрехах, недочётах и проколах – вполне профессиональный кондиционный продукт. Правда, он принадлежит не старому доброму «искусству кино», а новому визуальному искусству. Это именно то искусство, которое развивает руководство Первого канала в лице продюсеров К. Эрнста и А. Максимова, начиная с их первого опуса – картины «Ночной дозор».
В кинематическом дизайне фигура режиссёра, к примеру, теряет авторские полномочия и становится чем-то вроде центрального пункта управления тем, что в советскую старину именовали «комбинированные съёмки», – то есть всяческими спецэффектами, трюками, фокусами и прочей визуальной экспрессией. Режиссёр «Союза спасения» – Андрей Кравчук, а был бы Фёдор Бондарчук или Тимур Бекмамбетов, что бы изменилось? Возможно, подбор актёров был бы чуть повыразительнее, и всё. Главное место в картине
занимает собственно восстание, стояние на Сенатской площади 14 декабря, снятое бешено вращающимися дронами, и какие к нему претензии? Снято лихо, ух! И конечно, не качество дизайна возбудило критическую мысль.
Критики опознали в «Союзе спасения» враждебное «запутинское» произведение. Утверждающее, что не мятежные офицеры, а государь император был прав в той давней заварухе. Жуткий призрак революции следовало подавить в зародыше – и первую кровь пролил отнюдь не император, а декабристы. У которых вообще в ближайших планах значилось цареубийство – которое из благой и верной акции за прошедшее время превратилось в дело преступное и порицаемое…
Подробнее рецензию критика Татьяны Москвиной читайте в свежем номере "Аргументов недели".