9-й Римский международный кинофестиваль обошёлся в этом году без официального жюри и основного конкурса. От «своего имени» он наградил призом «Марк Аврелий будущего» русского режиссёра Алексея Федорченко за фильм «Ангелы революции», который, думаю, украсил бы любой фестиваль класса люкс. Но в городе, который не зря, наверное, по-русски справа налево читается как МИР, он прозвучал особенно «всечеловечно». Хотя в центре фильма исключительно отечественная история начала 1930-х годов – попытка приобщения к советской культуре коренных народов великой сибирской реки Обь. Энтузиазм, с которым взялись за дело герои, мог возникнуть только в головах, шибко ушибленных революцией.
Партийное поручение «окультурить» коренные народы получает Полина Шнайдер, которой свои присвоили кличку: Полина-Революция (Дарья Екамасова). Такие в годы революции приходили вечером домой, снимали кожаную куртку, в которой расстреливали врага, надевали шёлковый халатик и прыгали в постельку, уже нагретую подружкой. Но вот наступили 30-е, и партия вновь зовёт на подвиги. Задание ей даёт нарком, обитающий, как морское чудище в раковине, в каком-то сказочном домике с резными ставнями и расположенными по периметру статуями пионеров и пионерок с горнами и лозунгами о светлом будущем в самом центре Москвы.
Выглядят они, как тритоны. Этот лубок очень забавно смотрится на фоне силуэтов конструктивистских зданий и кремлёвских шпилей. От раздетого до пояса наркома (видимо, он чувствует свою речную сущность) Полина-Революция получает задание собрать бригаду верных товарищей и ехать в Казым, то есть к хантам и лесным ненцам, чтобы приобщить их к идеологии революции и её социальным завоеваниям. Полуголый нарком обещает любые мандаты. Революция не кобенится, а приступает к выполнению поручения. Чтобы мы поняли, с кем имеем дело, режиссёр делает экскурс в историю (так он будет поступать для характеристики каждого нового персонажа, которого Революция привлечёт в свою команду). Так вот, девочкой, на детском празднике, сидя на искусственной лошадке, при полном изумлении присутствующих обывателей она расстреливает из револьвера фигурки на праздничном торте.
Команда её тоже собирается ещё та, все нынче подвизаются в творческих профессиях. Естественно, с авангардным уклоном. Так, скульптор выбирает себе натурщика для создания памятника первому борцу с опием для народа – Иуде Искариоту. Ничем хорошим это не кончится: огромный памятник вредители разобьют, а натурщик повесится на цепи в его руинах. Другой «ангел революции» – театральный режиссёр, у которого в день премьеры арестовывают всех актёров-мужчин латышского театра. «Тогда арестуйте и меня!» – восклицает он на фоне актёров, репетирующих на сцене что-то авангардное. И получает в ответ: мол, вас не положено, вы не латыш, а еврей, типа – время ещё не пришло.
А Полина-Революция продолжает свою изыскательскую работу, находит и фотографа, и архитектора-конструктивиста, и композитора. С каждым связана какая-то история, и Федорченко её очень вкусно показывает, так что не всегда понятно, где главное, где второстепенное. Мы побываем и в Свияжске, и на Камчатке. И наконец-то доберёмся до Сибири.
Сам факт первой встречи с коренным населением остаётся за кадром. Мы застаём процесс «окультуривания» местных. Причём кроме выставки супрематизма, которую им показывает один из «ангелов», в действиях московского десанта было довольно много смысла: построили роддом, музей народного искусства, школу, ветеринарную клинику. В роддоме родится первый младенец – девочка…
Но не сойдутся две культуры в бурном экстазе, шаманы откажутся принимать перформансы пришельцев. Кстати, на фоне простых избушек и лесных чащ революционная атрибутика «ангелов» покажется ещё экзотичнее, чем аксессуары хантов и лесных ненцев. Развернулись «ангелы» по полной – хотят каждую избушку украсить кумачовыми флажками, и на воздушном шаре взлететь, и на местную озёрную богиню посмотреть. И злят местных. Не ведают они, что красный для них – это место сбора злых духов. А Революция так просто с чучела богини снимает намоленный за сотни лет драгоценный колпак и фотографируется в нём. А ведь местные предупреждали: женщинам к богине нельзя. Расплата будет необратимой – Революция и её «ангелы» в Москву не вернутся. Мятеж будет подавлен в крови (исторический факт). Уцелеют несколько женщин и младенец, с которым они на санях успели умчаться в тайгу.
Самый гениальный кадр фильма – это финал, в котором мы видим старушку, которая передвигается по паркету при помощи ходунков и звонко поёт песню «Жила бы страна родная, и нету других забот». Из титров мы понимаем, что это та самая первая девочка, которая когда-то родилась на Казымской культбазе! Она продолжает: «Пока дышать я умею, я буду идти вперёд», хотя явно уже совсем старенькая, но – идёт и поёт! И это даёт всему фильму какую-то совершенно новую художественную оптику. Здесь наконец-то высекается искра чувства, которая позволяет весь показанный трагифарс с благодарностью пустить в свою душу.
Специально учреждённый приз «режиссёру будущего» за «Ангелов Революции» Алексею Федорченко вручила актриса Николетта с неслучайной фамилией Романофф. Вот и очередной круг истории замкнулся.