«Рукопожатие» было посвящено столетию со дня рождения Николая Яковлевича Киселёва (1913–1976). Имя это, к сожалению, малоизвестно. Хотя, например, Иосиф Кобзон на открытии форума заметил: если сегодня забывать такие фигуры, как Киселёв, – завтра могут оказаться забытыми Зоя Космодемьянская, Александр Матросов… Это ведь люди не просто одного поколения, а одного склада.
В 1941-м молодой москвич Николай Киселёв добровольцем ушёл на фронт. Контуженный, попал в плен, бежал, продолжил драться в партизанском отряде. Отряд воевал в Белоруссии, в Минской области. В зоне действий располагался посёлок Долгиново. До войны здесь жило около пяти тысяч евреев. Сейчас немцы их держали в гетто, расстреливали – и те, у кого появлялась возможность, бежали. Мужчины вливались в партизанские отряды – но что делать женщинам, детям, старикам, инвалидам? Партизанская война – это постоянные перемещения, кто не может – тот обуза для действующих бойцов, просто лишний рот у небогатого общего котла. Однако и бросить – значит оставить на верную смерть, только уже от голода, от пуль охотящихся за партизанами немцев и полицаев. Между тем к лету 1942-го таких безвинных, но фактически обречённых людей по окрестным лесам скиталось несколько сотен. Партизанское командование решило собрать их и через «Суражские ворота» (образовавшийся в 1942-м разрыв в линии фронта) вывести в советский тыл. Задача была не только трудная, но и смертельно опасная для тех, кто за неё возьмётся, а с военной точки зрения не очень целесообразная и благодарная – это ведь не эшелоны под откос пускать! Но не всё в жизни оценивается мерками целесообразности, иногда что-то приходится делать просто для того, чтобы оставаться человеком.
Киселёв возглавил сформированный для этой операции маршевый отряд «Победа». Таясь, двигаясь ночами, прорываясь сквозь немецкие засады, попадая под бомбёжки, он с колонной вверенных ему людей совершил тяжелейший, более чем тысячекилометровый пеший переход – и вывел на советскую сторону 218 человек.
Потом у них родились свои дети, внуки, правнуки. Сегодня почти пять тысяч человек почитают советского политрука Киселёва почти как святого. А Николай Яковлевич в послевоенной жизни эту историю почти не вспоминал. Как это нередко бывает в России, человек совершил подвиг и сам этого не заметил.
Возвращение имени Н. Киселёва началось, в частности, с того, что его дочь практически случайно рассказала историю отца своему бывшему однокурснику Якову Каллеру, руководителю телекомпании «АБ-ТВ». Я. Каллер стал продюсером документальной картины «Список Киселёва» (сценарист О. Шапарова, режиссёр Ю. Малюгин), собравшей почти два десятка престижных призов. Демонстрировалась она и во время кинофорума. «АН» первыми написали и про этот фильм, и про подвиг Николая Киселёва (№2, 22.05.08), и сейчас наша газета охотно стала одним из информационных спонсоров «Рукопожатия».
Участников кинофорума приветствовал мэр Москвы С. Собянин. Почётными гостями на открытии были заместитель мэра Москвы Л. Печатников, И. Кобзон (в представлениях не нуждающийся, но в данном случае он выступал и как известный артист, и как депутат Госдумы), дети и внуки Н. Киселёва, люди, которых когда-то, детьми, он спас, сотрудники Полномочного представительства Республики Башкортостан при Президенте РФ (Киселёв родом из Башкирии). Попечительский совет кинофорума – президент Российского еврейского конгресса Ю. Каннер, генеральный директор телекомпании «АБ-ТВ» Я. Каллер, генеральный директор Федеральной еврейской национально-культурной автономии ОО «ФЕНКА» Е. Михалёва.
Кинофорум – не фестиваль. Здесь не решают, какой фильм лучше или хуже. Зрителю показывают картины по определённой теме, и предлагается дискуссия по ней. «Рукопожатие» было посвящено проблемам межнационального согласия в России, кинодокументалистов пригласили со всей страны, и рассказанные ими истории оказались самыми разным. Вот оказались перед камерой лицом к лицу московские подростки-нацики и их чернокожие сверстники (фильм «Свои-чужие», режиссёр С. Митин). Вот другой чернокожий, весёлый кубинец Рохелио, – этот, наоборот, стал любимцем маленького посёлка в вятской глубинке («Вятская «Кукарача», режиссёр А. Погребной). Вот сестрички-двойняшки ляпнули на телешоу, что холокост – это такой клей для обоев, и авторы фильма решили показать им Освенцим («Холокост – клей для обоев?» М. Шакирова). Вот во время афганской войны отправили в СССР детей воевавших на нашей стороне местных военных, а потом Союз рухнул, в Афганистане известно, что началось, – как сложилась их судьба? («Спасибо, что ты есть» А. Малковой). Вот таджикская семья, поселившаяся в русской деревне («Затерявшиеся в полях» Е. Головни)... Продолжать можно долго – на кинофоруме показывалось 15 картин.
Зрителям перед сеансом обычно желают приятного просмотра. На «Рукопожатии» этого не желали. Серьёзная тема, есть о чём думать… При том, что – никто не спорит – наука понимать и принимать друг друга не всегда проста. Но необходима.