Аргументы Недели → Кино № 46(338) от 29.11.2012

В кино нельзя бить в лоб

, 19:35

Популярный актёр Андрей МЕРЗЛИКИН учился во ВГИКе в мастерской Евгения Киндинова. Стал известным после роли Димона Ошпаренного в культовом боевике «Бумер». Затем у Андрея были более героические работы в таких фильмах и сериалах, как «Красная капелла», «Штрафбат», «Утомлённые солнцем – 2», «Шпион», «Брестская крепость» и других. Андрей женат, воспитывает троих детей: сына Фёдора, дочерей Серафиму и Евдокию.

- Андрей,  в последние годы вы, похоже, работаете на износ: у вас выходит по семь-восемь фильмов в год, а ещё задействованы в театральных проектах. Не слишком ли бешеный ритм, не боитесь загнать себя?

– Вы правы – ритм бешеный. Именно поэтому я всю весну и всё лето уделил семье, получив долгожданную возможность побыть с женой и детьми. Ну а по ходу дела, точнее, отдыха, снял ещё короткометражный фильм. Помог мне в этом режиссёр Михаил Сегал, у которого я недавно сыграл в одной из новелл в картине «Рассказы». Миша написал сценарий, знакомые ребята-продюсеры обеспечили производственный процесс, а главную роль в моей короткометражке под названием «GQ» сыграл мой друг, прекрасный актёр Константин Юшкевич. Съёмки продлились всего четыре дня. После чего мы с Мишей отправились в Сочи на фестиваль «Кинотавр». Сегал с «Рассказами» – в главный конкурс, где в итоге получил приз за лучший сценарий, а я – в программу короткометражек, где, к сожалению, ничего не получил.

– Зато у вас есть премия ФСБ России за роль Героя Советского Союза лейтенанта Андрея Кижеватова в фильме «Брестская крепость»! Кстати, как она выглядит?

– Это такой памятный знак с символикой ФСБ: хрустальный щит, очень красивый, сделанный из хрусталя Сваровски, плюс диплом, плюс небольшой денежный эквивалент. Честно говоря, для меня было открытием, что существует такая ежегодная премия за лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов Федеральной службы безопасности. Приятно, что в ФСБ не только думают о безопасности в привычном смысле этого слова, но смотрят шире: ведь культурная безопасность тоже входит в диапазон этого понятия. Хорошо, что они смотрят фильмы, картины, разбираются в изобразительном искусстве.

– Наверное, хорошо и то, что «они» сейчас не запрещают говорить о многих общественных проблемах достаточно открыто и честно?

– Согласен. Но, может быть, я скажу парадоксальную вещь: иногда жалею, что в России нет сейчас таких режиссёров, которые несли бы в себе старую советскую школу кинематографистов. Те, лучшие из них, в силу обстоятельств, политической обстановки, запретов на многие высказывания были вынуждены говорить метафорично, эзоповым языком, и мы любим то кино, считаем его гениальным, потому что там были аллегории, язык символов, объектов, была даже высокая эротика. И были диссидентские высказывания, но всё это говорилось не в лоб. Настоящий художник понимает, что, говоря о некоторых вещах, нельзя быть иллюстративным, нельзя бить в лоб – это неправильно. Как можно говорить прямой речью о любви, о чистоте души, о нравственности? Это будет выглядеть пошло! Вообще зритель любит сам о чём-то догадываться, а не когда ему всё разжёвывают, растолковывают, навязывают своё мнение. Иногда так складывается, что зритель представляет даже больше, чем ему предлагает режиссёр. Почему так происходит? Да потому, что наша фантазия всегда сильнее реальности!

– Кстати, насчёт реальности и фантазии. Вас не удивило, что сказал про вас в книге Ларисы Максимовой «Детский лепет», выпущенной издательством «Зебра Е» при участии газеты «Аргументы недели», ваш 4‑летний на тот момент сын Фёдор?

– Были для меня всякие неожиданности, не скрою. Дело в том, что у Ларисы Максимовой было такое условие: родители не должны присутствовать на самом интервью. В каком-то другом случае мы бы опасались, что у маленького Фёдора будут выпытывать, ругаются ли родители между собой, и как мама, скажем, во время ссоры обзывает папу. Но я давно знаю Ларису, поэтому с удовольствием пустил интервьюера в свой дом.

Понимаете, общение родителей с ребёнком – это контакт такого уровня, когда кажется, что мы всё друг про друга знаем. Но это не так, как выяснилось. Дети знают, какими их хотят видеть родители, и ведут себя соответственно. А в общении с третьими лицами ребёнок становится тем, кем он является на самом деле. Но об этом мы узнали как раз через это интервью, через этот «детский лепет». Вообще я думаю, все родители очень многое узнали про собственных детей из этой замечательной книги. Многие даже не предполагают, как их дети на самом деле размышляют, как видят ту или иную ситуацию, что думают в реальности о папе и маме, например…

– Андрей, в следующем году вам исполнится 40 лет, и вы находитесь в прекрасной физической форме. Как вам это удаётся?

– Учусь всё больше уважать себя, прислушиваться к своему организму. Для меня важно, что на меня теперь смотрят не только зрители и друзья, но ещё и мои дети. То, что я делаю, они перенимают с точностью до миллиметра. Мой фитнес очень прост: по две тысячи раз прыгаю каждый день со скакалкой. Очень удобная вещь – помещается в кармане куртки или пиджака. Даже в аэропорту, если рейс задерживается, я всегда найду закуток, вынимаю скакалку – и прыгаю, как зайчик!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram