Виктор Шамиров – один из самых известных московских театральных, а в последнее время и кинорежиссеров. Он еще и один из самых эпатажных, скандальных и провокационных режиссеров.
В этом году на 23-м Открытом российском кинофестивале "Кинотавр" была показана его картина.
-Виктор, для тех, кто данный фильм не видел, расскажите пожалуйста, о чем он?
-Сюжет его, если вкратце, следующий. Тридцать первое декабря. Московские невозможные пробки, спешка без результатов, помощь, от которой никому не становится легче. Разговоры о бесконечных мелочах, в которых проходит жизнь, может, уже и прошла. Об отце, которому осталось жить всего ничего, и ничего не сделаешь.
О планах пятнадцатилетней девочки на жизнь: можно стать онкологом, можно дизайнером еды. О том, что было и что теперь.
Это не сюжетный фильм, это лирика суеты под музыку Таривердиева и воспоминания о счастье, о времени, когда «Ирония судьбы» на самом деле могла утешить, обнадежить и пообещать в Новом году новую жизнь.
-Скажите, пожалуйста, какой была основная задача этого фильма?
-Поскольку данная история была изначально задумана как камерная, то основной задачей было сделать ее просто. К тому же оператор Семен Яковлев умеет снимать безупречно и качественно, что мне, собственно, и помогло в конечном итоге.
Кроме того, на протяжении съемок данной картины у меня всё время была мысль о том, чтобы из каждой сцены сделать свое состояние. Где-то этого удалось достичь при помощи цвета, где-то- при помощи яркой окружающей атмосферы. К примеру, холодный день и праздничная ночь тоже создают определенное настроение и я думаю, что всем понятно, что это за настроение.
-Слышал, что некоторым в Вашей картине по ходу съемок мешали элементы театральности. Скажите, не было ли внутренней борьбы с собой как с режиссером театра?
-В самой ситуации данных съемок никаких элементов театральности я, если честно, не видел. Ведь от того, что человек красив, ничего фактически не менялось. В жизни и красивые люди вполне могут быть холуями.
-В фильме часто возникают разговоры на политические темы.
-Современное кино снимать очень тяжело. Тем более, если говоришь про откровенно официально полицейское государство, где узаконен произвол силовых структур. Если рассказывать об этом от и до, то я должен стать журналистом, или борцом. Кино за современностью, как правило, не успевает. А мне хотелось снять фильм именно про современность.
-Но Вы, как режиссер театральный, по театральным каталогам никогда не проходили как традиционалист...
-То ли возраст сказывается, то ли что-то еще... Надо понять, что я в кино пришел со стороны, я не имел этого образования...
Монтаж в кадре, движение для меня являются чужеземными...
-Фильм "Упражнения в прекрасном", который у Вас был несколько ранее, тем не менее, многим не понравился...
-Кто-то говорит, что фильм оставляет ощущение неудовлетворенности, но я отвечу так: я не чувствую того, что я живу в полицейском государстве.
-Александра Петрова, снявшаяся в картине, кем является?
-Ученицей девятого класса была на момент первого показа картины. Не могу не вспомнить того, что мы порой делали паузы в съемках специально для того, чтобы актриса пришла в себя. Может быть, на первый план вышло то, что данная картина снята длинными кусками.
-А Олеся Железняк?
-О! Она просто замечательный человек! Советую обратить на нее внимание в ее последующих ролях, так как у нее сочетаются внимание и истинность с юмором.
-С учетом того, что для многих важна телевизионная направленность данной картины, не планируете ли Вы ее выпустить под Новый год в широкий прокат?
-Посмотрим... Определенные переговоры у нас уже были.
-Каковым был бюджет данной картины?
-12 миллионов рублей. Для такой картины он крайне невелик. Актёры по большей части у нас денег не получали. Хотя они изначально осознали, что картина получается. Кроме того, в ней использовался и труд волонтеров.
-Как Вы решили вопрос с музыкой?
-С музыкой нам просто повезло. Вера Таривердиева за очень символическую плату позволила нам использовать музыку Микаэла Таривердиева.
-А образы городов как догадались использовать?
-По подсказке Гоши Куценко.
-Что Вы будете делать теперь?
-Возможно, буду пробовать себя в других направлениях. Может быть, что-нибудь удастся попробовать на телевидении. Надеюсь, что это даст мне больше возможностей для самовыражения.